Во сколько идти в школу советы психолога

Содержание

Настал новый век, и появляются дети, многие из которых характеризуются как индиго. Нынешнее поколение очень сильно отличается от предыдущего. Многие дети обладают определёнными способностями: могут читать, писать, считать, при этом не будучи ещё школьниками. Соответственно, возникает вопрос: «Во сколько лет отдавать ребенка в школу?» Некоторые родители в этой ситуации начинают считать, что находиться ещё один год до школы дома ребёнку будет скучно. А это значит, что непременно надо оформляться в школу. Но есть трудность — ему пока нет 7 лет. А именно данный возраст лучший для поступления в школу. А есть противоположный вариант: ребёнку уже практически 7, он многое знает и обладает умениями, но в плане психологии ещё совершенно не готов к школе. А ведь скоро он станет ещё старше. Допустимо ли отдать ребёнка в школу в 8 лет, не поздно ли это?

Для родителей мальчиков выпуск ими школы в 18 лет подобен кошмарному сну. Ведь юношу сразу заберут в армию, но и отбирать у ребёнка ещё один год отдыха как-то не хочется. Как же быть в данном случае?

Во сколько лет отдавать ребенка в школу?

До того как углубиться в психологические аспекты этой темы, посмотрим, с какого возраста по законодательству России ребёнок может посещать школу. По закону дети могут посещать подобные учебные заведения по достижению 6,5 лет, если нет противопоказаний, но не позднее 8. При подаче родителями заявления и разрешении директора, ребёнка могут принять раньше или позже установленного срока.

Следовательно, дети должны поступать в школу с 6,5 до 8 лет. Именно в эти рамки желательно вписаться родителям. Хотя, конечно, допустимо и более ранее поступление в школу, если было принято взвешенное решение.

А можно ли не отдавать ребенка в школу? Дети обязательно должны получить образование. Поэтому оставлять их без обучения нельзя. В некоторых случаях ребёнок может находиться на домашнем обучении.

Практикуется также дошкольная подготовка. Сейчас особенно часто такое встречается в частных школах. Там имеются определённые группы раннего развития для детей, чем-то напоминающие детсадовские.

В 1 класс ребёнка надо непременно отдать до 8 лет. Иначе вы будете иметь дело с органами опеки и даже можете лишиться родительских прав.

Интеллектуальные особенности

Это для школы один из важнейших факторов. Родителям нужно понять, хорошо ли ребёнок разговаривает, может ли запоминать события. Важны его внимательность и мышление. А также нужно определить при помощи психолога, насколько малыш соответствует нормам первоклассника.

Ребёнку готов в 1 класс, если он:

  • имеет связную речь и запас слов, соответствующий нормативам для 1 класса;
  • по картинке может придумать сюжет;
  • ребёнок нормально говорит звуки и знает, где они находятся в слове;
  • умеет читать небольшие слова с определённой скоростью;
  • знает печатные буквы;
  • отличает геометрические фигуры друг от друга;
  • определяет свойства предметов;
  • умеет считать от 1 до 10 и в обратном порядке, складывать и вычитать простые значения;
  • различает цвета и называет их правильно;
  • хорошо складывает пазлы;
  • запоминает стишки и поёт песенки, повторяет скороговорки;
  • раскрашивает картинки строго по контуру.

Чтобы отдать ребенка в школу в 6 лет, не надо пытаться его полностью подготовить, иначе он очень быстро устанет от учебы. Он будет обладать практически всеми умениями и ему будет неинтересно. В этом случае родители обязаны продумать, в какую школу лучше отдать ребенка, возможно, есть смысл оформить ребёнка в заведение с повышенными требованиями.

Не стоит считать, что школа полностью обучит всему. Она даёт только начальные знания, которые помогают ребёнку лучше адаптироваться в социуме. Следовательно, родители должны быть готовы к тому, что с малышом нужно будет много заниматься.

Эмоциональный фон

Ваше чадо должно быть собрано и уметь принимать обдуманные решения. Мысль отдать ребенка в школу в 6 лет может возникнуть, если он достаточно умный для своего возраста. Но если он не готов эмоционально, то откажитесь от этой идеи. Ребенок может заработать серьёзные проблемы в психическом плане.

Мотивация к учёбе и зрелость нервной системы будущего первоклашки

Ребёнок должен иметь мотивацию пойти в школу. По мнению психологов, для того чтобы узнать готовность малыша к обучению, надо задать ему простой вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? И зачем?» От ответа будет зависеть, готов ли он к учебе. Если единственная мотивация ребёнка – это игра, то будет правильным отложить школу на один год.

Прежде чем решить, отправлять ли ребёнка в первый класс, надо оценить зрелость нервной системы. Если его отдать чересчур рано, то выдержать 45 минут урока для него будет очень сложно. Поэтому думайте об этом заранее.

Мнение педиатров

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? По мнению педиатров, необходимо провести несколько тестов. Так можно будет проверить физическую готовность ребенка к школе. Итак:

  1. Ребенок может дотянуться рукой через голову до верха противоположного уха.
  2. У малыша правильно сформированы коленные чашечки и фаланги пальцев, изгиб стопы выражен.
  3. Идёт смена молочных зубов.
  4. Ребёнок способен удерживать равновесие на 1 ноге.
  5. Умеет кидать и ловить мячик.
  6. Оттопыривает большой палец при рукопожатии.
  7. Развита мелкая моторика.

Немаловажную роль играет состояние здоровья: насколько часто болеет ребёнок, имеются ли хронические болезни и т. п. Если есть необходимость, то ваш педиатр посоветует на время отложить этот момент и уточнит, во сколько лет отдавать ребенка в школу.

И всё же, в каком бы возрасте вы ни решили отдать своего ребёнка в школу, желательно укрепить его здоровье. Для этого можно съездить перед началом учебного года на море, например, а также вплотную заняться режимом дня ребёнка, его сном и питанием. Обязательно вылечить все очаги хронической инфекции.

Навыки общения и самостоятельность

Для первоклассника очень важно уметь разговаривать со сверстниками и взрослыми, а также иметь адекватную самооценку. Также ребёнок должен не замыкаться в обществе чужих людей.

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Это во многом будет зависеть от его самостоятельности. Ведь он должен уметь сам одеваться и обуваться, кушать, ходить в туалет и выполнять другие элементарные действия.

Пол ребенка

Пол играет существенную роль в погружении в школьную обстановку. Так, родители мальчиков хотят отдать сыновей пораньше, чтобы они побыстрее смогли выучиться и жить самостоятельной жизнью, а девочек, наоборот, хочется оставить возле себя подольше. Но на самом деле именно маленькие дамы готовы к учёбе раньше ребят.

Важную роль в готовности к учёбе определяет зрелость полушарий мозга. У девочек скорее развивается левое, отвечающее за речь и связанную с ней деятельность. Поэтому в начальных классах им учиться проще.

У мальчишек скорее развивается правое полушарие. Оно отвечает за пространственно-временную ориентацию, а данная функция совсем не требуется в начальных классах.

Тревожность и темперамент

Тревожность — это индивидуальная черта каждого человека, которая очень сильно влияет на то, во сколько лет отдавать ребенка в школу. Так, мальчики, имеющие тревожность выше среднего, озабочены в первую очередь отношениями с учителями и своей учебной деятельностью. В то время как девочки, имеющие уровень тревожности ниже среднего, озабочены в основном отношением сверстников.

Играет важную роль для обучения детей темперамент. Труднее всего обучаться девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Такие дети имеют нетипичное представление про учебу в школе, по мнению учителей.

Просто мальчики такого склада характера слишком ранимы и могут заплакать, если их кто-то расстроит или обидит. К несчастью, ни сверстники, ни учителя не принимают такого поведения.

Девочки-холерики, напротив, очень подвижны. Поэтому не могут высидеть весь урок спокойно. К тому же они привыкли отстаивать свою правоту до последнего, иногда даже посредством драк.

Детки-флегматики слишком медлительны и спокойны. Ученикам с подобным темпераментом порой сложно учиться.

Самый благоприятный для учебы темперамент – сангвиник. Эти дети в меру общительны и любознательны, не конфликтны, вписываются практически в любой коллектив.

Важнее всего этот показатель в начальной школе. Далее на него уже особо не реагируют ни дети, ни учителя.

Поэтому, прежде чем определить, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратитесь к специалистам. Если ребёнку уже 7, но психолог утверждает, что надо повременить, стоит прислушаться.

Мнение психологов

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? Родители задают этот вопрос очень часто. Поэтому психологи выяснили несколько причин, по которым стоит отложить посещение школы.

  1. Психологические особенности: нет мотивации к обучению, кроме игровой деятельности; у вас родился ребёнок, когда старшему исполнилось 7 лет; в семье сложный период.
  2. Медицинские: у ребёнка имеются психические расстройства; в недавнем времени у него была травмирована голова или позвоночный столб; есть хронические болезни.

Что будет, если в школу ребёнок пойдёт с 8 лет?

Если ваш ребёнок не готов к школьной скамье, то стоит хорошенько всё обдумать, взвесить все «за» и «против».

Когда отдавать ребенка в школу? Комаровский – известный на всю Россию педиатр — утверждает, что 6,5-7 лет — это идеальный возраст для посещения малышом учебного заведения. Так как именно в этот период времени у детей меняется тип деятельности с игровой на познавательную. Хотя доктор Комаровский признаёт, что, поступив в школу, первое время ребёнок станет больше болеть.

Каждый ребёнок — личность. И лучше родителей его не знает никто. Может, именно вашему ребёнку необходимо пойти в школу в 8 лет. Только принимая подобное решение, помните, что, возможно, ваше чадо будет ощущать себя некомфортно, когда поймёт, что в его классе дети младше, чем он сам. Чтобы убрать все сомнения, посоветуйтесь с детским психологом.

Когда надо задуматься об оформлении ребёнка к школе?

Цель воспитания состоит в том, чтобы научить ребёнка быть самостоятельным. Так вот, вы воспитываете его с самого его рождения, всячески стараетесь его чему-нибудь научить. В итоге к 5-6 годам он накапливает необходимый «багаж» знаний для обучения в школе.

И вот возникает вопрос: «Когда же задуматься об оформлении ребёнка в учебное заведение?»

Как вы наверняка поняли из нашей статьи, процесс подготовки к обучению довольно сложен и многогранен. Поэтому необходимо задуматься уже за девять месяцев до первого сентября. Обязательно обратитесь к психологу, ведь он должен проверить ребёнка на предмет готовности к школе.

Если окажется, что ваше чадо не совсем готово к школе, то у вас будет время доработать то, что необходимо.

Решение о возрасте оформления ребёнка в школу – это очень важный и ответственный шаг. Нужно все обдумать и взвесить.

Необходимо создать атмосферу праздника в первый день учёбы ребёнка. Украсьте квартиру и сделайте семейное торжество. Ведь ребёнок должен знать, что начинается новый этап в его самостоятельной жизни, полный взлётов и падений.

Декабрьский ребенок и учеба

Когда отдавать в школу декабрьского ребенка? Родители задают этот вопрос довольно часто психологам. И они отвечают на вопрос так: «Всё зависит только от ребёнка». Так как каждый – это личность. Кто-то готов учиться раньше. Потому, что с восприятием и сообразительностью всё в норме. А иной и в 7 лет совершенно не готов к школе.

Обязательно сначала нужна консультация психолога. А уж он подскажет, какой сделать выбор. Возможно, специалист подскажет, над чем нужно поработать, чтобы заполнить недостающие «пробелы». Если малыш хиленький и значительно меньше ростом, чем все остальные в классе, также желательно, конечно же, немного подождать.

Небольшое заключение

Прочитав статью, надеемся, вы нашли ответы на волнующие вопросы. Теперь понятно, что семилетний возраст ещё не означает, что вашему любимому ребёнку пора в школу. Нужно учитывать, конечно же, и другие факторы. Надеемся, что теперь вы сможете принять действительно верное решение.

26 августа 2016 13:37 Здоровье 0 комментариев 386

Ваш ребенок вырос, в детском саду прошел выпускной. И к школе вроде бы все готово: яркие тетради, удобный рюкзак, красивая форма… Однако готов ли ребенок к школе психологически? Как помочь будущему первокласснику привыкнуть к новым условиям? Об этом и многом другом мы поинтересовались у нашего эксперта: педагога-психолога высшей квалификационной категории, учителя-дефектолога Центра медико-психолого-социального сопровождения №85 Ирины Юрьевны Пасечниковой.

— В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

— По федеральному законодательству ребенок может пойти в школу в 6 лет и 10 месяцев, многие отдают и в 6 лет 5 месяцев. Но нужно принимать во внимание не только возрастной фактор. Готовность бывает личностная, психологическия, физическая. Когда все эти компоненты сходятся, тогда ребенок считается зрелым и готовым для школы.

— Как определить насколько он готов?

— Имеются специальные пакеты методик, которые позволяют установить эти факторы готовности. Оценивается внимание, память, мышление, как ребенок умеет вступать в контакт с незнакомыми людьми, на их основании делается вывод — готов он идти в первый класс или ему еще нужен год для подготовки.

— Какие требования предъявляются будущим первоклассникам?

— На самом деле, умение читать-писать — это не самый главный показатель. Прежде всего, должны соответствовать его возрасту память, внимание, мышление, саморегуляция, когда он слышит инструкции учителя, умение высидеть 30-40 минут урока.

— Правда ли, что девочки усидчивее, усерднее чем мальчики?

— Такого разделения нет. Усидчивость — это прежде всего состояние нервной системы, дисциплинированность. Немаловажно и состояние здоровья — много встречается детей с проблемами в развитии. Из своей практики могу сказать, что многие мальчишки куда более усидчивее и целеустремленнее девчонок.

— Как помочь первокласснику адаптироваться?

— Мне импонирует система предшкольной подготовки. Несколько месяцев дети в своей школе проходят курсы подготовки, там знакомятся с первым учителем, с костяком будущего класса. Дети, которые ходили на такие курсы менее болезненно переносят адаптацию.

Вообще у детей, которые воспитываются в благополучной семье, где родители дают ему признание и любовь, обычно проблем в школе не возникает. Они общительны, их родители насильственно не принуждали ни к чему.

К застенчивым детям нужен особый подход: прежде всего мама должна повышать его самооценку, почаще хвалить. Ни в коем случае нельзя делать замечания на публике — он и так боится оценки со стороны взрослых, он может замкнуться в себе, может появиться внутренняя агрессия. Важно настроить его на волну успеха, чтобы он чувствовал себя лучше.

Не стесняйтесь обращаться за помощью к учителю, к школьному психологу. Часто родители остаются один на один со своей проблемой. Если вы заметили первые тревожные звоночки, можно обратиться к ним и понаблюдать. Только в тандеме «учитель-родитель-ребенок» получается хороший учащийся.

— На какие тревожные симптомы родители должны сразу обратить внимание?

— Если ребенок говорит вам в первую неделю: «мама, я больше не пойду в школу, меня там обижают, я не хочу туда, ненавижу». Такие слова должны стать для родителей «звоночком». Естественно, ребенок волнуется и переживает, он всегда был рядом с мамой и вдруг новое место, новый коллектив и новые требования. Как правило нагрузка даже для первых классов большая. Либо ребенок, наоборот, молчит, замыкается в себе, появляются какие-то слезки. Тогда можно обратиться к специалисту, важно взаимодействовать с преподавателем, не пускать все на самотек.

— Как понять, что адаптация к школе прошла успешно?

— Когда ребенок делится с вами подробностями школьной жизни, у него горят глаза, ему интересно. Учитель для ребенка в первые годы как вторая мама. Учитель имеет очень большой авторитет, и важно его не оспаривать и быть с ней на одной волне. Поэтому не надо гнаться за престижными учебными заведениями, нужно идти за учителем. И подготовительные курсы перед школой позволяют заранее познакомиться с ним.

— Как родители могут побудить детей заниматься, читать?

— Я считаю что развивать ребенка нужно всегда, но занятия лучше проводить в форме игры. Игра в этом возрасте играет для него ведущую роль. Чтобы был интерес у детей, надо их увлечь. Родителям, пришедшим на консультацию я всегда объясняю, не надо ребенку говорить: «Так, сейчас мы будем с тобой заниматься!» Например, пришли вы в магазин — тут же можно выучить с ним все молочные продукты. «Мы будем готовить с тобой сегодня пирог. Какие молочные продукты мы возьмем? Молоко, масло» и так, играючи, вы потихоньку будете учить ребенка. Тем более сейчас много семейных развивающих игр, пособий.

— Как безболезненно ребенка ввести из режима каникулы в учебный процесс?

— В первом классе обязательно соблюдение режима дня. Если в детском саду был четкий режим: дневной сон, приемы пищи, игры чередовались с занятиями и прогулками — то в школе все по-другому. Родители почему-то считают что ребенку дневной сон уже не нужен. Когда нагрузка растет, обязательно должен быть дневной отдых у ребенка, подвижные прогулки на воздухе. Еще одна ошибка: многие родители еще отдают первоклассника и в спортивные секции, различные кружки. Эти два события лучше не объединять, а отдать ребенка в спорт за год до школы или уже после первого класса.

— Сколько по времени должен делать уроки ребенок?

— Конкретного времени нет: некоторые дети делают все быстро, некоторые медленно. Важное условие, чтобы домашние занятия были дозированными. Сделал один урок — передохнул, переключился на другую деятельность, чтобы нервная система не истощалась. Многие родители заставляют ребенка по много раз переписывать задание, требуя идеального выполнения. Это вызовет только раздражение для мамы и ребенка. Именно поэтому важно развивать мелкую моторику заранее — играть с песочком, лепить из пластилина, собирать мелкие камешки, картинки из бисера. Нужно позволять ребенку делать то, что он может самостоятельно сделать, немного отпустить его. Но в то же время, ребенок должен знать, что мама всегда поможет. Он может сделать с мамой уроки на черновике, а переписать начисто самостоятельно. Первый класс — это фундамент всей школьной жизни, залог дальнейшего образования.

— Ваш совет родителям школьников?

— Не все могут быть вундеркиндами и отличниками, это естественно. От того что вы будете заводиться и третировать ребенка по поводу его неудач, пользы не будет. Обязательно нужно интересоваться его чувствами, эмоциями, не ограничиваясь вопросом «как дела в школе?» В первую очередь, принимайте своего ребенка таким, какой он есть, любите его, помогайте и поддерживайте во всем.

Опции темы

Во сколько лет идти в школу?

Подходит возраст и вот вопрос во сколько лет идти в школу в 6,6 или 7,6. Прочитав эту статью думаю что пойдем после 7 лет.

Идем в школу! А когда?

В каком возрасте вашему малышу пора собираться в школу? Ведь иногда случается, что активный, сообразительный и любознательный малыш, переступив ее порог, вдруг становится вялым, скучным, апатичным и капризным. Обычно так происходит, когда учебная нагрузка оказывается для него чрезмерной и все силы уходят на преодоление сложностей. Как правило, это означает, что взрослые поторопились.

Многие родители считают, что если их ребенок научился читать и считать, то его пора отдавать в школу. А ведь известны случаи формирования навыков чтения у детей в возрасте двух с половиной и трех лет! В 1995 году в России была разработана методика под названием «Читать раньше, чем ходить», позволяющая научить ребенка составлять из кубиков слова и словосочетания уже в возрасте от года до полутора лет. Однако все это не означает, что в столь раннем возрасте дети готовы к систематическому, организованному обучению в школе. Умения читать, писать и считать являются лишь проявлениями или признаками умственного развития ребятишек и не могут служить критерием уровня их психофизического развития, а тем более готовности их к обучению в школе.

Российские педагоги не рекомендуют отдавать детей в школу ранее семи лет без консультации с психологом. Начало школьных занятий для неподготовленного ребенка станет «серьезным психологическим ударом» — заявляет профессор кафедры общей психологии Московского государственного педагогического университета Юрий Арзуманов.

Шестилетками считаются дети, достигшие возраста от пяти с половиной до шести с половиной лет. Их обучение ведется столь же интенсивно, как и обучение семилеток. В возрасте 6-7 лет не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки еще принадлежат дошкольному миру. Эти детки, безусловно, способны усваивать материал. Но у них еще сохраняется острая потребность играть. В подготовительных группах детского сада идет обучение, но в игровой форме, позволяющей дошкольнику без особого эмоционального напряжения учиться и развиваться. Школа с такой задачей полноценно справиться не может. Ведь в первую очередь необходимо дифференцировать класс на шестилеток и семилеток. Но учитель ведет себя одинаково по отношению и к тем, и к другим. А это пагубно сказывается и на здоровье детей, и на их психоэмоциональном развитии. Шестилетки в итоге перегружаются. Тогда, когда они еще не умеют полностью управлять своим поведением, им приходится примерно сидеть несколько уроков, не кричать, не бегать, не прыгать, поднимать руку всякий раз, когда у них есть ответ на вопросы педагога.

Конечно, не все так однозначно. Некоторые дети и до восьми лет сохраняют свою игровую мотивацию в силу каких-либо причин. А есть одаренные детки, которые и в пять лет настолько владеют собой, у них настолько развиты произвольность и чувство контроля за своими действиями, что им нетрудно просидеть над одним делом часа три. Дети развиваются неодинаково. И хотя многие родители смело отдают шестилеток в школу, некоторые семьи понимают, что для их детей школа в таком возрасте еще непосильна. Они вправе сами определить, готов ли их ребенок к школе. Отдавать в школу неокрепшего ребенка — это значит окончательно подорвать его здоровье. Врачи-гигиенисты, считают, что самые идеальные условия для первоклашек-шестилеток — детские дошкольные учреждения. Они наиболее приспособлены для режима учебы, отдыха, развлечения и питания первоклашек. В семилетнем возрасте ребенок физически более устойчив к воздействиям внешней среды.Практика показывает, что мальчиков стараются отдать в школу как можно раньше. Мотивы родителей ясны: они стараются просчитать все возможные шансы на поступление детей в вуз и на отсрочку от военной службы. А вот родители девочек, как правило, не торопятся — им хочется продлить ребенку детство. А вот родители девочек, как правило, не торопятся — им хочется продлить ребенку детство. Сложность заключается в том, что именно девочки по всем психофизиологическим законам созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо раньше, чем мальчики. Недоигравшие мальчики — горе для учителя и сплошные проблемы для самого ребенка.

Первый класс — это, прежде всего, обучение письму. По действующей сейчас методике детей обучают так называемому безотрывному письму. Согласно последним исследованиям отечественных физиологов, оно противоречит возрастным особенностям ребёнка, поскольку требует от первоклассников нецелесообразных движений. Это, в свою очередь, приводит к задержке дыхания, а задержка дыхания — к кислородному голоданию мозга (гипоксии). Поэтому у многих шестилеток процесс освоения прописей происходит крайне болезненно.

Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Этот предмет обычно меньше всего пугает родителей. Что там такого в первом классе — два плюс два! Действительно, в первом классе, скорее всего, все пройдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста.

В процессе принятия важного решения на этот счёт обязательно проконсультируйтесь со специалистами, которые вели занятия с вашим ребенком в детском саду, при подготовке к школе и т.д. Важно прислушаться к их рекомендациям. Выясните, насколько он усидчив. Если ребенок чрезмерно возбудим — справиться со школьной дисциплиной ему будет труднее. Возможно, пока стоит отводить вашему чаду больше времени на игровую деятельность.

Детишки, не посещавшие детский сад, практически всегда испытывают трудности в общении с детьми и тяжело адаптируются к школе. Если ваш ребенок много времени проводил дома, наедине со взрослыми, то отдавать его учиться в 6 лет рановато. За год отсрочки малышу необходимо предоставить возможность попробовать себя в самых разных направлениях: спорте, рисовании, лепке — тогда он посредством занятий получит дополнительные возможности развиваться, приучится к дисциплине, тесно пообщается со сверстниками.

Лучшим для начала учебы считается возраст 6,5 — 7 лет. Он выбран методистами не случайно — дело в том, что именно к этому времени у малыша «появляется потребность сменить игровую деятельность на учебную, так как игра перестает быть для него лучшим источником развития». И все же бывают такие ситуации, когда родители не отдают своё чадо в школу раньше достижения им 8 лет, желая «продлить ему детство». Психологи же от этого предостерегают — принимая решение «попридержать» ребёнка дома, стоит задуматься о тех проблемах, которые возникнут лет через одиннадцать не будет ли ваш «малыш» выглядеть переростком на фоне однокашников? Бывает, что способных детей отдают в школу на год-два раньше и потом, когда ребенок подходит к подростковому возрасту, у него появляются проблемы. Интеллектуально, в плане освоения учебного материала, он находится на одном уровне с одноклассниками, может быть, даже опережает их, но в эмоциональном развитии он еще им не соответствует. Одним словом, если папы и мамы сами не могут понять — отдавать малыша в класс или нет — лучше обратиться за советом к психологу.

По мнению специалистов, для успешного овладения грамотой и письмом ещё до начала обучения у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

1. Полноценное владение речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове).
2. Достаточный словарный запас (умение подбирать синонимы и антонимы, родственные слова; употреблять слова, имеющие абстрактное значение, приставочные глаголы, существительные, обозначающие профессии или названия спортсменов по видам спорта, а также сложные существительные и прилагательные, притяжательные прилагательные и др.).
3. Умение грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие, иными словами — «сформированность грамматических систем».
4. Владение связной речью.
5. Сформированность представлений о форме и величине предметов и их расположенность в пространстве по отношению друг к другу.

Одним словом, развитие устной речи — главное условие быстрого овладения грамотой и письмом. Конечно, нельзя забывать о полноценности таких психических функций у ребёнка, как память, внимание, мышление и др. Важна и развитая ручная моторика.

Однако нередко «проблемными» становятся дети, приходящие в 1-й класс с большим багажом навыков и умений, в том числе — умеющие читать. Такие дети обычно быстро теряют интерес к учебе, поскольку «всё знают», и останавливаются в развитии. Специалисты считают, что всё-таки лучше, если ребёнок к моменту поступления в школу умеет читать. Но если у родителей возникает беспокойство, что его чадо «слишком много знает», имеет смысл отдать сына или дочь в гимназию, где уровень обучения будет оптимальным для поддержания интереса к учебе.

Возможные предпосылки для отмены шестилетнего старта.

* Единственный ребенок, воспитывающийся в большой семье. В такой ситуации одновременная вовлеченность 3-5 взрослых в процесс обучения ребенка будет достаточно высокой. Масса родственников станет контролировать успехи одного малыша. Для шестилетнего ребенка такой психологический прессинг, такая мера ответственности слишком велики.
* Выбор привилегированной школы, гимназии или лицея, как правило, связан с ежедневными, часто длительными, поездками туда и обратно. Программы обучения в таких учебных заведениях усложнены, значит, к высоким интеллектуальным нагрузкам добавится усталость от длительного путешествия и раннего подъема, а это уже грозит здоровью и психическому развитию шестилетнего малыша. К семи же годам выносливость организма существенно повышается.

* Низкий уровень мотивационной готовности к обучению. Ребенок еще не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Школьная дисциплина и ежедневные учебные занятия будут тяжелы для малыша. А время, проведенное в стенах школы, воспринимается ребенком как вычеркнутое из жизни.
* Неблагоприятный психологический климат в семье. Некоторые родители, переживая «не лучшие времена», полагают, что учеба отвлечет от семейных неприятностей их ребенка. Однако, учеба в такой ситуации только провоцирует дополнительные трудности. Семейные проблемы мешают детям полноценно учиться, особенно в стенах дома. Успеваемость неминуемо снижается, что становится лишним поводом для домашних раздоров.
* Рождение братика или сестрички. Первоклассник и грудной ребенок — не самое лучшее сочетание. Ночной плач, суета, недосыпание и общее утомление спровоцируют плохой школьный старт, а дальше ситуация вполне может превратиться в снежный ком. Если в вашей семье случается такое совпадение, то оставьте шестилетнего ребенка в садике.

* Различные психические и соматические заболевания, недавно перенесенные травмы головного мозга и позвоночника. Как бы хорошо ни был подготовлен малыш к школе, учебный режим потребует от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. За год ситуация значительно изменится в лучшую сторону, да и в целом ребенок окрепнет. Эта рекомендация касается и часто болеющих детей. Низкий иммунитет и связанные с этим часто возникающие заболевания могут привести к серьезным перегрузкам.

Интерьвью с психологом

На вопросы отвечает Наталья Храмцова – психолог, стаж работы в государственном детском саду более 15 лет.

КакНадо: Наталья, есть ли какой-то единый критерий, общие рекомендации для родителей, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

Наталья Храмцова: Лучше всего отдавать ребенка в школу тогда, когда он полностью готов к обучению: хочет учиться, способен слышать задания и выполнять инструкции учителя. И, к сожалению, невозможно с абсолютной точностью сказать, к какому возрасту такая готовность будет сформирована. Некоторые дети бывают готовы к школе уже к 6 с небольшим годам, а некоторым удается обрести необходимые качества только к 7 – 7,5 годам.

КН: По моим наблюдениям, чаще всего возникают вопросы у мам и пап детей, родившихся зимой (с декабря по март). Тогда возраст похода ребенка в школу нужно выбрать между 6.5 и 7.5 лет. Детей, родившихся летом, обычно (в 90% случаев) отправляют ровно в 7 (7 и 1 месяц, 7 и 2) без колебаний. Лишь редкие мамы решаются отдать ребенка в 6 лет ровно. Если ребенок родился в Сентябре (октябре, ноябре), то тоже чаще всего отдают в школу в неполные семь лет, мотивируя это тем, что на следующий год ребенку будет почти 8 и это вроде бы как совсем поздно.

НХ: Понятие «готовность ребенка к школьному обучению» – комплексное, многокомпонентное (см. рис. 1). Выделяют три основных линии – это физическая готовность (общий уровень здоровья, моторики и т.д.), психологическая готовность (мотивация к обучению, произвольность, внутренняя позиция школьника и др.) и специальная готовность (умение читать, писать).

Возраст ребенка при определении степени готовности ребенка к учебе – критерий не единственный и далеко не самый главный. Нельзя сказать, что вот ребенку исполнилось 7 лет, и он точно готов идти учиться. Опираться в данном случае только на возрастную характеристику – это все равно, что выбирать автомобиль, ориентируясь только на его размер без учета остальных характеристик.

КН: Нужно ли бояться, что ребенок будет самым старшим в классе (если пойдет почти в 8 лет)? Или, наоборот, что будет самым младшим (если пойдет в шесть с хвостиком)? Что лучше для ребенка?

НХ: Будет ли комфортно ребенку в коллективе, как станут формироваться его отношения с другими детьми, будет зависеть не только от его возраста. Гораздо важнее оценить, легко ли ребенку заводить новых друзей, насколько он открыт, коммуникабелен. Очень важен предыдущий опыт ребенка адаптации в новых условиях (например, как привыкал он к детскому саду, осваивался среди друзей по дополнительным занятиям). Если будущий первоклассник застенчив, боязлив, тревожен, ему будет непросто приобретать друзей и в 6, и в 7 лет. Общительному, активному ребенку несложно освоиться в коллективе в любом возрасте.

КН: Есть мнение, что отдавать надо к хорошей учительнице начальных классов, а во сколько – в шесть лет или в семь идти – не важно. Часто детей отдают конкретному педагогу не потому, что ребенок готов к школе, а потому что этот педагог в этом году набирает класс. Хорош ли такой подход?

НХ: В том, что родители подбирают для своего ребенка определенного учителя, школу, нет ничего плохого. Действительно, в первом классе личность учителя играет очень важную роль для ребенка. Грамотно построенный процесс поддержки ребенка в период адаптации к школе, укрепление познавательной активности, развитие мотивации к обучению – всему этому хороший учитель уделит внимание.

Однако стоит помнить и о том, что даже самый замечательный педагог не в силах уделять внимание только вашему ребенку в процессе урока, ведь наполняемость классов достаточно высокая. Если ребенку с дефицитом внимания требуются дополнительные пояснения и контроль выполнения работы, как это обеспечить учителю на общем уроке? Педагог не всесилен, и есть трудности, с которыми лучше разобраться до поступления в первый класс.

КН: Дети, которым учеба дается с трудом, скорее всего пойдут в школу в 7 или в 7.5 лет. А если ребенок хорошо читает, считает, сообразителен и способен, да к тому же усидчив – нужно ли его отдавать в школу в 6 или 6.5 лет? Стоит ли таких деток держать в садике лишний год?

НХ: Как мы с вами уже выяснили, понятие готовности к школе включает в себя достаточно много разных критериев. Если к 6 – 6,5 годам большинство этих показателей достигнуты или близки к достижению, то ребенка можно отдавать в школу. Но ведущим показателем все равно остается желание самого ребенка, его отношение к учебе. Если родители видят, что дошкольник здоров, готов и стремится учиться, то ходить еще год в детский сад не имеет смысла.

Родителям детей, которые и к 6,5 – 7 годам имеют трудности с обучением, у которых отсутствует желание идти в школу, нужно обязательно получить консультацию детского психолога, нейропсихолога. Важно определить, какие именно компоненты готовности не сформированы, организовать работу по их развитию и коррекции в последний год посещения детского сада. Рекомендации специалистов пригодятся и педагогам школы, чтобы строить индивидуальный маршрут обучения вашего ребенка.

КН: Я читала, что ребенку в 6 лет физически и психологически сложно высидеть подряд несколько уроков. Есть ли дети, которые в шесть лет действительно готовы к такой нагрузке?

НХ: Дети 6-7 лет действительно прилагают значительные усилия, чтобы сохранять усидчивость в течение учебного дня в школе. К этому возрасту большая часть дошкольников уже научаются достаточно хорошо владеть своим поведением, но детям приходится для этого напрягаться гораздо больше, чем взрослым. Подобная способность называется психологами произвольной регуляцией или произвольностью. И это – один из важнейших компонентов готовности к обучению.

Способность к самоконтролю у детей 6 лет еще не безупречна, и педагоги в школе это, конечно же, учитывают при составлении расписания для первоклассников. Правильное чередование уроков (познавательной и физической направленности), организация физкультминуток на уроках, организация подвижных игр на переменах – все это помогает детям в течение дня справляться с нагрузкой.

Есть дети, которые к 6 годам показывают высокую произвольность, сохраняют хорошую работоспособность достаточно долго. И если в школе образовательный процесс в первом классе выстроен грамотно, то нагрузки переносятся детьми достаточно легко. В этом первокласснику могут помогать и родители, правильно организуя режим дня ребенка после школы.

Другое дело – дети с астеничностью, высокой истощаемостью, гиперактивностью или высоким уровнем тревожности. Таким дошкольникам гораздо труднее дается самоконтроль, им приходится напрягаться гораздо сильнее, чтобы удерживаться в рамках школьных правил. Чтобы справляться с нагрузками, им требуется помощь родителей и специалистов.

КН: Расскажите, пожалуйста, о возрасте психологической готовности ребенка идти в школу. Одинаковая ли она у всех детей или зависит от конкретного ребенка?

НХ: В детской психологии существует понятие – возрастная норма. Это средний возраст, в котором ожидается достижение конкретных результатов, некий стандарт. Предполагается, что к 6,5-7 годам большинство детей физически и психологически готовы и способны обучаться в школе, то есть сформированы все компоненты готовности к учебе.

Но, как и любой стандарт, возрастные нормы не учитывают индивидуальностей. Поэтому говорить о том, что все без исключения дети готовы к школе в 7 лет, а в 6 – не готовы, нельзя. Все дети разные, и степень готовности ребенка к учебе определяется для каждого дошкольника индивидуально.

КН: Не будет ли способному ребенку скучно учиться с неспособными детьми? Зависит ли это от возраста похода в школу (в шесть лет ему будет менее скучно, чем в семь или наоборот)?

НХ: Вызывают ли уроки интерес у ребенка, развивается ли и поддерживается его любознательность, познавательная активность в школе, во многом зависит от того, как строится процесс обучения в образовательном учреждении. В хорошей школе используют современные учебные программы, направленные на развитие интереса детей к знаниям, стимулируют желание детей узнавать новое.

Но это помогает лишь в том случае, если у дошкольника к моменту поступления в школу были сформированы два важнейших компонента – мотивационная готовность к обучению (я хочу учиться) и внутренняя позиция школьника (см. рис. 2). Это может произойти и в 6, и в 7 лет.

Если у вашего ребенка повышенная познавательная мотивация, он любит узнавать новое, его интересуют различные задачки, его интерес к учебе достаточно устойчив, тогда имеет смысл подыскать для него школу, где все эти способности окажутся востребованными. И не столь важно, сколько лет ему будет.

КН: Постоянно читаю отзывы – чтобы поступить в хорошую школу ходили на подготовительные курсы при школе, учили, зубрили и, наконец, поступили. Но в первом классе ребенок потерял интерес к учебе, потому что в первом классе было только повторение пройденного на курсах. Если способного ребенка отдать в школу в 7.5 лет – не будет ли ему скучно в школе, не потеряет ли он интерес к обучению?

НХ: Не всегда бывает просто определить, чем вызвана потеря интереса к учебе. Иногда отсутствие желания учиться, которое родители ошибочно принимают за скуку, может быть симптомом других проблем. Детям от рождения свойственен интерес к окружающему миру, они по натуре исследователи, экспериментаторы. И если естественное желание понимать, как все устроено, вдруг пропадает, то это повод насторожиться.

Неинтересные уроки, знакомые задания могут быть одной из причин. Побеседуйте с учителями, выясните, действительно ли материал уроков полностью идентичен уже пройденному на курсах? Полностью отсутствует всякая новизна? Как показывает опыт, такое все же бывает редко.

Чаще всего выясняется, что причина в другом. Потеря интереса к обучению может оказаться связанной с ощущением собственной неуспешности, с нежеланием преодолевать трудности, прикладывать усилия. Может дать о себе знать «перекормленность» занятиями, перегруженность интеллектуальных возможностей.

А возможно, отсутствие интереса – такой способ сопротивления родительскому давлению «Давай! Учись! Надо. Сейчас запустишь, и потом будет только хуже». Для того, чтобы определить, что именно скрывается за маской скуки, бывает полезно обратиться за помощью к детскому психологу.

КН: Влияет ли возраст на интерес к учебе? Говорят, что если передержать ребенка лишний год в саду, то потом ребенку будет скучно учиться. Так ли это?

НХ: Говорить о том, что интерес к учебе появится сам собой и точно к определенному возрасту, невозможно. На появление желания учиться, мотивации к обучению, очень значительно влияют родители, воспитатели детского сада, другие близкие значимые взрослые. К 6-7 годам у ребенка есть все условия к появлению учебной мотивации, но нельзя рассчитывать на то, что она непременно появится без должных усилий, сама по себе.

Кроме того, желание учиться требует постоянного поддержания на первых порах. Детей стоит увлекать интересными заданиями, давать пищу для ума. Если в подготовительной группе есть возможность развивать познавательный интерес, то лишний год в детском саду не причинит большого вреда. В противном случае, вероятно, лучше сделать выбор в пользу школы.

КН: Каждый родитель считает своего ребенка уникальным. Нужно ли умерить собственные амбиции и дать ребенку насладиться детством (т.е. отдать ребенка в школу в 7.5 и больше лет) или все-таки отдать ребенка в мир раньше? Если возможно, расскажите о том, как влияют наши ожидания успехов ребенка на его развитие, будущее, карьеру.

НХ: Универсального рецепта, к сожалению, нет. Ребенку, не готовому к школе, целесообразнее бывает посещать детский сад и до 7,5 лет, при условии, что будет проводиться работа по формированию компонентов готовности к обучению.

Когда родители отдают в школу ребенка, не принимая в расчет индивидуальные особенности и возможности, не учитывая его интересы, склонности (например, выбирая языковую школу для ребенка с плохой вербальной памятью), они сильно рискуют. В числе возможных последствий такого выбора – потеря желания учиться, необходимость постоянного контроля за выполнением домашних заданий, низкая успеваемость, отказ ходить в школу.

Делая свой выбор – уходить в школу или ходить в детский сад, подумайте, чем вы руководствуетесь. Важнее ли для вас то, что говорят и думают другие (У других вот дети уже к 6 годам в школу ходят, а мой что, хуже?), опираетесь ли вы на традиции (Так принято) или сначала вы стараетесь честно понять, что действительно нужно именно вашему ребенку.

КН: Прокомментируйте такую ситуацию: ребенок ходит в садик в группу, где все детки старше его. Что лучше – выпуститься вместе с друзьями и идти в школу самым маленьким или отходить еще один год в садик в подготовительную группу с другими детками?

НХ: В подобном случае стоит постараться объективно оценить степень готовности ребенка к школе, затем поговорить с ним самим, выяснить его отношение к ситуации, обсудить все возможные последствия. Если окажется, что ребенок вполне готов к обучению, несмотря на возраст, и хочет оказаться в одном классе с друзьями, тогда решение отдать его в школу будет вполне разумным.

Если ребенок не готов к учебе, то отдавать его в школу просто «за компанию» не следует.

КН: Еще одна ситуация: компания мам во дворе отдает своих детишек в школу в этом году. Наши дети уже подружились и мне хочется, чтобы мой ребенок пошел с ними в один класс. Но мой ребенок младше. Что вы посоветуете в такой ситуации?

НХ: Так же, как и в предыдущем случае, нужно первым делом оценить, насколько ребенок готов к школе. Даже если дети дружны, это не поможет избежать проблем с учебой, которые скорее всего появятся, если ребенок не был достаточно подготовлен к обучению.

КН: Влияет ли усидчивость ребенка на успеваемость в школе? Стоит ли ребенка «с шилом в попе» отдавать в школу раньше или, наоборот, позже? Что делать с детьми усидчивыми? По моему опыту, не бывает родителей, довольных своими детьми. Родители усидчивых пытаются их растормошить. Бегучих и прыгучих пытаются успокоить. Должен быть разным подход к таким детям при поступлении в школу?

НХ: То, что родители называют усидчивостью, на языке психологов именуется «произвольностью». Об этом качестве мы уже говорили сегодня.

Произвольность отражает способность ребенка к контролю своего поведения волевыми усилиями. Важным компонентом готовности к школе является произвольность поведения и психических процессов – внимания, памяти, мышления.

Для успешного обучения ребенок должен уметь заставить самого себя слушать объяснения учителя, запоминать информацию, продолжительное время выполнять необходимую работу. Чем лучше умеет это ребенок к моменту поступления в школу, тем проще ему на уроках. Некоторые дети обладают высоким уровнем произвольности уже к 6 годам.

Не все дети способны к произвольному самоконтролю. Например, дети с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, имеют очень низкий уровень произвольности. И даже к 7 годам не всегда удается это скорректировать. Таким детям необходим особым образом организованный учебный процесс, правильное сочетание умственных и физических нагрузок, специфический режим дня.

И тут уже ответственность родителей – выбрать школу, отвечающую таким требованиям, чтобы ребенку было полезно и комфортно. А если ребенок остается после 7 лет в детском саду, то все равно потребуется работа с психологом. Произвольность сама по себе не возникает, требуется целенаправленная работа по ее формированию. Пока ребенок посещает детский сад, это делать все-таки проще.

Детей, которые больше времени проводят за логическими играми и задачками, хорошо бы деликатно вовлекать в физическую активность. В этом случае важно не настаивать чрезмерно, искать игры, которые смогут приносить удовольствие. Хорошо помогает личный пример родителей. Физическая активность всегда полезна, но она должна радовать.

КН: Есть какие-то рекомендации, советы для родителей как принять правильное решение? Я понимаю, что нужно видеть ребенка, идти на консультацию к психологу вместе с сыном или дочкой, но часто такой возможности нет, особенно у семей, живущих в глубинке. Могли бы вы сформулировать общие рекомендации? Например, скорее да, чем нет, скорее в шесть с половиной, чем в семь с половиной или наоборот.

НХ: Чтобы принять решение о том, готов ли ребенок к обучению в школе, постарайтесь как можно более объективно оценить, какие именно компоненты готовности (см. рис.1 и рис.2) уже сформированы у вашего ребенка и в какой степени.

Если большинство компонентов будут отмечены как присутствующие и уровень их развития окажется выше среднего, то можно говорить о том, что ребенок готов к школе. И помните, что возраст в данном случае показатель далеко не главный.

Сейчас есть очень много литературы по теме готовности к школе, можно брать из них задания для проверки, использовать тесты. Важно лишь соблюдать рекомендации авторов, делать это в виде игры, не пугать ребенка; помнить, что полученные результаты – это ориентир, а не диагноз.

КН: Есть ли различия в этом вопросе между мальчиками и девочками?

НХ: В моем опыте эта разница незначительна.

КН: Девочки, с одной стороны, усидчивее и старательнее мальчиков. Поэтому их часто отдают в школу в неполные шесть, в шесть или в шесть с половиной лет. Надо ли старательную девочку отдавать в школу рано?

НХ: Не соглашусь с вами. Мальчики бывают усидчивыми и старательными, и встречаются девочки с низким уровнем произвольности и неустойчивым вниманием.

Если, говоря о старательной девочке, мы подразумеваем ее высокую способность к произвольной регуляции, умение организовывать свою деятельность (сейчас я сделаю это, потом – то, и получится вот что) при минимальной поддержке взрослых, то такая девочка, вероятнее всего, готова к учебе в школе.

При условии, что у нее есть желание пойти в первый класс, есть интерес учиться.

КН: С другой стороны, родители мальчиков потом боятся, что их сыны “загремят” в армию и поэтому стараются отдать детей в шесть лет, чтобы “был один год про запас”.

НХ: Есть объективные факты реальности, против которых трудно спорить. Родители вынуждены учитывать это, планируя будущее ребенка. И здесь трудно советовать, каждый должен оценить все риски самостоятельно.

С одной стороны – вероятность трудностей при обучении, которые могут возникнуть у ребенка, не подготовленного к школе, с другой – опасение попасть в армию, не успев сдать экзамены в ВУЗ.

КН: Что важнее – дать ребенку наиграться, прожить свое детство в играх и гуляньях или приучать его к работе, дисциплине, обучению с ранних лет? Как найти золотую середину в вопросе «полноценное детство – трудолюбивый ребенок»?

НХ: В психологии есть понятие – ведущий тип деятельности. Именно в такой деятельности формируются важные психические качества, которые необходимы ребенку на следующем этапе возрастного развития.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, благодаря ей рождаются предпосылки учебной деятельности. Поэтому важно давать детям возможность играть в игры с правилами, в сюжетно-роевые игры.

В играх дети учатся подчинять себе свое поведение; тренируют память, запоминая считалочки; споря со сверстниками, учатся договариваться, решать конфликты, понимать эмоции других. Логические игры помогают развивать аналитические навыки, обучают операциям сравнения и классификации.

Желание трудиться сначала тоже рождается как часть игры – постирать кукле платье, починить машинку, помыть посуду и т.п. К дисциплине дети приучаются через соблюдение распорядка дня в семье, а затем и в детском саду.

Вот так и рождается произвольность, ради чего-то дети постепенно обретают способность контролировать свои «хочу» в угоду «надо» сначала в игре. А потом и в других делах. Взрослые помогают в этом: поощряют произвольное поведение и укоряют за его отсутствие.

Ответственность в детях не появляется вдруг, ее не выработать за один год, отпущенный на подготовку к школе. Родители формируют ответственность за свое поведение у ребенка постепенно, в течение всей его жизни. Задача непростая, но вполне посильная.

КН: Все твердят, что у современных детей с поступлением в школу детство заканчивается. Нагрузка так велика, что говорить о беззаботном времяпрепровождении уж точно не приходится. Чем опасным может быть для ребенка лишний год, проведенный «на свободе»? Или наоборот, как может негативно сказаться год, полный безделья и беззаботности? Что хуже?

НХ: Нагрузка в современных школах действительно достаточно высока, трудиться приходится много и ученикам, и их родителям. Но то, как будет воспринимать учебу в школе ребенок, во многом зависит от родителей.

Большую роль здесь играет собственный опыт взрослых. Вспомните, чем была школа для вас – тюрьмой или местом, где рассказывают интересные вещи, уроки были наказанием или тренировкой? Если родители видят будущий процесс обучения как трудный, но увлекательный процесс, как интересные задачи, требующие усилий, но интересные и полезные, тогда и ребенок не пугается учебы.

Часто я слышу от детей, что они боятся школы, потому что там будет очень трудно, они опасаются, что не справятся, что родители будут ругаться. Для мам и пап этих детей будущее обучение – сплошная головная боль и проблемы, невыносимая повинность, бесконечная череда заданий, над которыми нужно корпеть дни и ночи. Дети в таких ситуациях не ждут от школы ничего хорошего и теряют интерес к занятиям, даже еще не начав учебу.

Подготовительная группа в детском саду не время для отсутствия любых занятий, не просто «лишний» год. Это – хороший шанс подправить некоторые ошибки, развить полезные для школы качества. Самое главное – разумный подход. Не переусердствовать, не сломать ребенка, а вместе с ним определить нужные линии развития, возможно воспользовавшись некоторой помощью нейропсихолога, логопеда, детского психолога.

Интервью провела Елена Хапова.
Задать вопросы Наталье лично вы можете в разделе «Психологические консультации».

Отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет?

Этот вопрос мучает всех родителей, у которых детям в сентябре шесть с половиной. Мучал он и нас. Нашей дочери семь исполнялось в конце декабря. На тот момент она умела читать, писать, считать в пределах 10, то есть моторное и речевое развитие соответствовало необходимому уровню, а вот психологически мы немного не дотягивали. Всё же пошли в шесть и восемь. Оказалось рановато…
Мы серьёзно проанализировали этот вопрос. Делимся результатами.

Итак, отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет и во сколько лет идти в школу?

Психологи утверждают, что именно семилетний (а для мальчиков – семь с половиной) возраст является оптимальным для поступления в школу, так как в возрасте семи лет в развитии ребёнка происходит очередной кризис, в результате чего он становится психологически более зрелой личностью.
Научные исследования показали, что благодаря определённому уровню зрелости мозга ребёнок ведёт себя в семь лет уже иначе, чем в шесть. В семь лет у большинства меняется доминирующее полушарие головного мозга с правого на левое и происходит определение или смена ведущей руки. То есть, именно после этих физиологических изменений происходят и психологические, которые решающим образом влияют на готовность ребёнка к школьному периоду.

Ведущая деятельность шестилетнего (6,5-летнего) ребёнка – это игры. Как правило, это сюжетно-ролевые или социально-ролевые игры, т.е. это игры в папу, маму, воспитателя, доктора, любимых сказочных героев. В семь лет ребёнок тоже играет, но это уже игры, которые чему-то обучают. Узнавать что-то новое, увлечься этим процессом – характерно именно для семилеток. Ребёнок шестилетнего возраста будет делать то, что ему хочется, тогда как семилетний будет заниматься и потому, что «это надо».

Шестилетний ребёнок может вести себя очень непосредственно, т.е. он может на занятиях встать, подойти к соседу, может вообще сказать «я хочу домой» и выйти из класса. При этом образовательный процесс требует от него вовремя успевать на занятия, сидеть определённое время на уроках, не разговаривая и не отвлекаясь. Ребёнок не может не подчиниться и возникает внутренний конфликт, который может вызвать психосоматические расстройства: капризность, раздражительность, нарушения сна, а так же могут возникать головные боли, боли в животе, тошнота. (Мы, на втором месяце учёбы, столкнулись с резкими болями в животе и 5 дней пролежали в больнице с подозрением на аппендицит. Но все анализы показали норму, т.е. проблема была чисто психологическая.)
Семилетний ребёнок уже в состоянии себя контролировать, он способен понять, зачем он пришёл в школу. Он умеет слышать и применять к себе требования учителя, адресованные всему классу. Есть ещё масса доводов в пользу семилетнего возраста.

Так какой же вывод? Во сколько лет идти в школу?

Для нас он однозначен: идти в школу в 6 лет (или в 6,5) – рано!

Предвижу вопросы: А как же раннее развитие? А чтение с пелёнок? А как воспитать вундеркинда? Отвечаю: мы стремимся, в погоне за мнимой «успешностью», обязательно воспитать из ребёнка гения, забывая, что гении рождаются один на десятки миллионов и гений обязательно себя проявит. Зачем пытаться обмануть природу? Ведь никому из нас не приходит в голову родить ребёнка на 3 или 4 месяца раньше, не ждать до девяти!
И ещё. Если уж ребёнок показывает ошеломляющие успехи в раннем развитии, то ему и дальше нужна будет специальная индивидуальная программа, т.к. в общеобразовательной школе ему будет учиться скучно. И в итоге все его способности через год-два уравняются со способностями сверстников.

Да всё это ерунда, скажет кто-то. Если мой ребёнок в шесть лет уже умеет читать и писать и задачи решает за 2-й класс, какой смысл держать его ещё год? А если ждать год, то чем же целый год заниматься?
Развивающими играми! Именно играми, направленными на развитие памяти и внимания, а так же рисованием, лепкой, конструированием, физическим развитием. Можно постепенно переходить к развивающим книгам и пособиям по развитию речи, логики, графических навыков. При выполнении заданий важно не вмешиваться и не исправлять ребёнка, если он не просит помощи. Если он попросил помочь, то не выполняйте за него, а именно помогите ему справиться. Поддерживайте, хвалите, не перегружайте!

Посещение предшкольной подготовки в школе и развивающих центров для дошкольников позволит ребёнку легче адаптироваться к школьной жизни.

Отдавать ли ребёнка в школу в шесть с половиной, решать Вам. Взвесьте все «за» и «против», определите, готов ли он, и прислушайтесь к тому, что подскажет Вам любящее родительское сердце.

Очень полезным, как мне кажется, будет просмотр видео о подготовке к школе с точки зрения врача-педиатра:

Если у Вас есть минутка времени, оставьте, пожалуйста, свой отзыв в комментариях. Вы можете почитать другие статьи, воспользовавшись КАРТОЙ САЙТА, а так же подписаться на рассылку и получать новые статьи на Ваш почтовый ящик.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Не за горами первое сентября. Именно поэтому сегодня я хочу обсудить очень серьезную тему, которая волнует множество мам и пап шестилеток — во сколько отдавать ребенка в школу? По закону принять малыша в первый класс могут с возраста 6 лет 6 месяцев, но так ли это необходимо?

Конечно, все мы хотим, чтобы наши детки росли умными, образованными, смышлеными, однако иногда учеба со столь раннего возраста становится только в тягость.

Во сколько отдавать ребенка в школу: находим оптимальный возраст

Проблема такого выбора чаще всего появляется у родителей деток, которые родились с декабря месяца по март. То есть они должны выбрать, пойдет их дитятко учиться в 6,5 или же в 7,5 лет. В этом случае главное понять, что нет единого критерия — важно то, готов ли сам малыш к таким переменам.

Некоторые детки готовы к школе уже с 6 лет, а кто-то лишь в семь лет обретает необходимые качества . Эти показатели должны определять сами родители: если малыш сам стремится за парту, хочет выполнять все инструкции педагога, способен слушать, запоминать, то можно судить о том, что он готов к школе.

Степень подготовки ребенка

Стоит учитывать, что важна комплексная оценка готовности детей. Психологи выделили три линии готовности:

  • Психологическая, которая, в свою очередь, подразделяется на интеллектуальную, личностную, социально-психологическую, а также эмоционально-волевую.

Ребенок, согласно такому критерию должен осознавать, что он уже будет школьником , то есть должен относиться ко всему по-другому. Ему необходимо уметь взаимодействовать и общаться с окружающими, уметь организовывать свое время, рабочее место, без труда управлять собой и своим поведением, стремиться преодолевать трудности.

Кроме этого у него должна быть развита речь, мышление, любознательность, а также прочие личностные качества.

Ребенок должен быть физически развит , то есть уметь прыгать, бегать. Также стоит учитывать развитие анализаторных систем (зрения, слуха), моторики рук, общий уровень развития.

Ученику первого класса нужно уметь писать, считать, читать.

Что лучше — старший или младший?

Этот вопрос беспокоит многих родителей. Тут, на самом деле, возраст не главное. Важно то, как кроха вообще заводит знакомства, общается, насколько он открыт . Застенчивым детям будет сложно как в 6, так и в 7 лет. А вот общительный ребенок быстрее адаптируется к новой обстановке и людям в любом возрасте.

Вы постоянно задаетесь вопросом, готово ли ваше чадо к школе? При этом вы не хотите ходить по психологам? Теперь вы можете самостоятельно проверить степень подготовки малыша к походу в первый класс. В этом вам поможет мини-книга « Как проверить готовность ребенка к школе ». В ней вы найдете понятные тесты для ребенка, простое руководство для взрослых и многое другое. Все тесты составлены психологом, поэтому после их прохождения вы точно поймете, готов ли ваш малыш к школе.

Ошибки родителей

  • Личные предпочтения взрослых

Вот вам пример: папа и мама хотят, чтобы их сыночек или дочка учились в языковой школе. Но если у их чада не очень хорошая вербальная память, то они могут только навредить . В дальнейшем можно получить отказ от учебы, низкую успеваемость, потерю желания вообще посещать учебное заведение.

Если у вас шестилетнее чадо с «шилом в попе», а вы решили школой ограничить его «произвольное» поведение, то вы совершаете огромную ошибку. Чтобы ребенок хорошо учился, он должен уметь высидеть урок, выслушать учителя. Это называется самоконтроль. Иногда даже семилеткам это сложно сделать.

  • Девочки усидчивее мальчишек

Это, на самом деле, неправда. Бывают старательные мальчики, а также девочки с плохим вниманием . Поэтому не стоит торопиться отдавать свою дочку с 6, 5 лет в школу — понаблюдайте и сделайте выводы.

Иногда родители просто быстрее хотят отдать кроху в школу, чтобы он учился и не «мешался дома». Увы, но этот фактор сейчас не редкость. Особенно это часто происходит у тех родителей, которые не водят детей в садик. Они полагают, что его всему научат за партой и без их участия.

Уважаемые родители! С детьми нужно заниматься . Если ваше чадо не посещает детский сад, то эта обязанность ложится на вас. Представьте, как будет тяжело ребенку, который даже в 7 лет не умеет читать, писать, считать.

Что говорят родители и мой личный опыт

Многие родители, только спустя пару лет, понимают, что все-таки рано отдали своего ребенка учиться. Если в начале учебы их чадо как-то проявляло интерес, то в классе 4−5 начало отставать в учебе, капризничать и даже проявлять агрессию.

Увы, такая же проблема коснулась меня, так как мои родители отдали меня в школу с 6 лет. Да, я умела читать, писать, считать, была круглой отличницей до 4 класса, но потом учеба мне наскучила, и, к сожалению, сейчас мое отношение к ней не изменилось.

Также имеются негативные отзывы о том, что ребенок, отданный «грызть гранит науки» в более старшем возрасте, терял интерес к учебе и другим ребятам, так как они были младше его.

Что советуют психологи

На самом деле советы психолога просты. Родители должны опираться не только на свое «хочу», но также считаться с развитием детей. Понаблюдайте за ними, готовы ли они к такому ответственному шагу?

Если вы сами негативно относитесь к школе (сказывается ваш опыт), то не стоит пугать им ребенка. Учеба должна приносить не только пользу, но и радость детям . В школе они проведут все свое детство, и пусть она будет для них не только кладезем полезных знаний, но также местом для радостного общения с друзьями и приятного времяпрепровождения.

Желательно воспользоваться помощью детского психолога , который определит степень готовности ребенка к школе. Не стоит этого стесняться, ведь от этого зависит будущее деток.

Советую посмотреть видео, в котором доктор Комаровский рассказывает о том, когда лучше отдавать ребенка в школу:

Ну что, на этом я заканчиваю. Очень жду комментариев о вашем выборе. Когда ваш малыш пошел учиться или может быть он только собирается в первый класс?

Также советую поделиться статьей с друзьями и знакомыми и подписаться на обновления блога, ведь у нас каждый день выходят новые и интересные темы для родителей и их деток. Удачи вам!

во сколько лет мальчика а школу отдавать?

Kirpidji 23 мар 2015

Повторю вопрос: во сколько лет отдать мальчика в школу?
Ребенок рожден в ноябре. Вот думаю:идти на след год в подготовительную группу, готовится к 1 классу, и пойти в школу соответственно в 6 л. 10м, или отсидеться еще годик в саду и пойти в школу — в 7лет 10месяцев?

Поделитесь СВОИМ опытом, ПЛЗ! Интересен конечно опыт мам мальчиков и мнение педогогов!

Blanca 23 мар 2015

Рыбушка 23 мар 2015

Я в 6.8 отдала — ни разу не пожалела, учится на отлично, с ребятами общается тоже прекрасно. Просто даже не знаю, что бы он ещё один год в саду делал? Но у меня и мысли не было в 7.8 отдавать в школу.

да и младший пойдёт в 6.9
Сообщение отредактировал Рыбушка: 23 Март 2015 — 19:03

Курча 23 мар 2015

moasi 23 мар 2015

Blanca 23 мар 2015

Курча (23 Март 2015 — 19:29) писал:

Рыбушка 23 мар 2015

Iuliania 23 мар 2015

crazy 23 мар 2015

Мы тоже в раздумьях. Садовский психолог и воспитатели в голос твердят — отдавайте, передержите, а вот невропатолог советует годик подождать из-за СДВ (синдрома дефицита внимания). Мы пока на перепепутье, хотя в школу записались, в дошколята ходим. Но он у нас рослый, неглупый. Не знаю, что делать(((((

Iuliania (23 Март 2015 — 20:59) писал:

Акулинка 23 мар 2015

аналогичная задача — Родя родился в конце ноября.

но если я понимаю, что школьную пограмму в 6.10 он освоит с легкостью( сейчас ему 4,5 и он знает буквы, считает немного, вообще за братом тянется), то как быть с выпускным в саду? получается его просто не будет? понимаю что лет через 10 он возможно даже не вспомнит, но в этом году у арсения выпускной — с праздником, фотокнигой и прочим и будет тоже ждать чего-то такого — как с этим справлялись?

Курча 23 мар 2015

Blanca, психолог говорила вообще о детях, которых рано ведут в школу, особенно о мальчиках. Говорит, что любому ребенку надо созреть эмоционально и в 7 лет ему будет намного легче адаптироваться к школьным порядкам.

Нам на 1 сент будет 6 лет и 5 мес. Все дети разные, безусловно. Вот дочь у меня в этом возрасте более дисциплинированная, старательная, сама инициирует занятия.

Рыбушка 23 мар 2015

Акулинка , А почему не будет выпускного? Или он старше всех в группе и уходит один в школу? У нас так ушла одна девочка в группе у старшего, сейчас у младшего в группе уйдёт несколько ребят. Мой младший тоже в конце ноября родился, но у него со всеми вместе будет выпускной.

Iuliania, в 6.4 просто не возьмут. В шесть с половиной только записывать в школу начинают.
Сообщение отредактировал Рыбушка: 23 Март 2015 — 21:37

Markoffka 23 мар 2015

Фиолетово 23 мар 2015

Kirpidji 23 мар 2015

Вот нас подгоняют отдать ребенка в 6,10 .
Что-то мне не верится, что он усидит на занятиях в подготовителтном отделении и не помчится играть в драконов 😉

Педагоги пока молчат. 😉
Сообщение отредактировал Kirpidji: 23 Март 2015 — 23:35

Акулинка 23 мар 2015

Рыбушка 23 мар 2015

businka06 23 мар 2015

Kirpidji (23 Март 2015 — 21:59) писал:

Вот нас подгоняют отдать ребенка в 6,10 .
Что-то мне не верится, что он усидит на занятиях в подготовителтном отделении и не помчится играть в драконов 😉

Педогоги пока молчат. 😉

Пыль 23 мар 2015

Акулинка (23 Март 2015 — 22:22) писал:

Мама Маша 23 мар 2015

Николь 23 мар 2015

Klepa 23 мар 2015

Kirpidji 23 мар 2015

businka06 (23 Март 2015 — 22:48) писал:

Спасибо!
(«упс» увидела ;)))

Klepa (23 Март 2015 — 23:33) писал:

Blanca 24 мар 2015

Девочки, все-таки 6,4-6,5 и 6,9-6,10 — это совсем не одно и то же, мне кажется. Не даром же у нас в школу с 6,6 берут.
В 6 с половиной лет ровно я бы точно не отдала в первый класс, а уж в «почти 6», как выше писали, это ну совсем-совсем рано и тяжело, на мойр взгляд. А вот когда, как у нас было, в «почти 7» (сын в 6,10 пошел) — это уже немножко другое, согласитесь.

И да, кстати, нам учеба совершенно не мешает гулять два раза в день в обязательном порядке, и играть после уроков, и книжки читать, и в гости к друзьям ходить. Главное доп занятиями ребенка не загружать, и времени хватит на все.

Iuliania 24 мар 2015

crazy 24 мар 2015

Жар_Птица 24 мар 2015

Акулинка 24 мар 2015

Акулинка 24 мар 2015

klarissa 24 мар 2015

С девочками тоже непросто.
Нам, взрослым, трудно представить, но 1-6 месяцев это огромный срок для ребенка.

Старшая дочь пошла в школу в 6 лет и 9 месяцев. Мы вместе с учительницей с нетерпением ждали ее семилетия. И действительно, стало гораздо легче.

А у средней и младшей просто выбора не было. Одна родилась в сентябре, вторая в июле.
Средняя почему-то не хотела ходить в школу. по утрам пряталась в туалете. Учительница была очень хорошая.

Младшая совсем не читала. Занимались все -я (купила букварь для левшей), учительница (оставляла после уроков), логопед.
Со второго класса у учительницы не стало времени. с третьего класса дочь отказалась ходить к школьному логопеду,
После третьего класса попала в летнюю цыфирную школу и пошел прогресс.

Комментарии

я бы отдала в 6.5 , зачем лишний год дома сидеть. для мальчика — после школы армия ( так как 18-ть уже будет) а для девочки, вдруг замуж. я в свое время 10-й класс заканчивала и параллельно училась на 1-м курсе института, что бы побыстрее закончить школу и поступить сразу на 2-й курс. быстрее закончить и замуж выскочить :)))).

Мой старший учиться пошел в 5.5 — правда комиссию проходил и учителей и психолог тестировала. сказали готов и приняли по решению совета.

у меня сын 30 марта родился и сама замучалась этим вопросом. Но все больше склоняюсь к 7.5. Во-первых в 6.5 не возьмут без прохождения спец комисси. а во-вторых уже много наслышана о том, что какой бы умница не был(у нас тоже все задачи на 5-6 лет уже решает в 4 года) психологически будет сложно и может скатиться потом к 3-4 классу. Плюч у нас уже были проблемы с перегрузкой психологической (начал заикаться), так что всему свое время — я убедилась на своем не самом хорошем примере.

Вы про мальчика говорите? Мы тоже родились 31 марта, только 2008 г. а не 2010. Я хочу в 6,5 отдать. Заранее в сад в 2 года отдала в такую же группу, где дети на год старше, чтоб вместе в ними выпускалась. Говорят надо смотреть по детям.

да, про мальчика

Интересно а мальчика прям из школы в армию не заберут. Мы октябрьские я в 6,10 буду отдавать

вот и я думаю. про армию

Та ну не думаю. Тут же не от возраста зависит, а от того, занят ребенок чем-то, или нет.
Если он учится в школе, когда ему 18, его что — прямо со школькой скамьи заберут?
Выпустится — а потом сразу в институт поступит — там на военную кафедру.
Но лучше уточнить, конечно.

Мы в том году не пошли в 6,5, хотя читали , считали и уровень умственного развития у сына высокий. Я очень рада, что мы не стали торопиться. Вот сейчас он действительно готов к школе. Много детей из Колиной группы идут в этом году в школу — им будет 7,5 — 7,10. Одна из его подруг читала с 3,5 лет, очень развитая девочка — мама хотела её в 6,5 отдать, но посоветовалась с психологом и передумала (пошла в7,5). Сейчас заканчивает второй класс на одни 5 и учиться ей совсем не скучно)) Дети сейчас очень развитые в школу идут. Я — однозначно за 7,5)))

Лучше в 7,5 спешить не надо. Одна женщина отдала ребенка в 6,5 тоже советовалась с психологами и тд, так теперь ребенок отстает жутко это второй класс, его по хорошему на второй год надо оставить , но учительница этого делать не хочет, потому что это будет расцениваться как ее плохая квалификация. Теперь психолог в школе говорит, что он был не готов.Короче концовка заключается в том, что мальчика отдают в интернат, вот

В 7.5, а те кто советуют идти раньше — живут мифами, собственными амбициями и не пониманием что ребенку необходим полноценный постепенный период взросления и психологической подготовки к новому этапу в жизни ребенка, сама такая была — поэтому отвечаю как есть.

Посадив ребенак за парту в 4,5 лет, после 5 часовых тестирований в гимназию пришла к выводу, что мы заочно окончили первый класс, дочь лишила простых детских радостей.

Читает, пишет прописными, складывает десятичные — а смысл? Идём в первый класс, а она впала в грудничковый период.

спасибо за ответ! скажите, а в чем выражается то, что она впала в грудничковый период? как она себя ведет?

Лучше развивать ребенка в разных направлениях: ИЗО, музыка, танцы, спортивные кружки, игры, чтобы он мог полноценно выложиться в этих направлениях, тем самым вы его подготовите к школе.

У меня у дочери произошёл срыв — просит грудь ( ей почти 7 лет), постоянно разговаривает как грудной ребенок, кричит, не использует слова, может театрально впасть в эту роль и никак не выходит уже последние 4-5 месяцев, стала резко не усидчивой, рассеяной, капризной — если до этого она могла в отличие от других детей сидеть делать транспорации по гаммам в разных тональностях( к примеру самостоятельно) пару часов, то теперь сделать домашнее задание ( простое в подготовительном классе сложить 2+3) делает вид что не знает ответ. Всплесками.

У нас нет второго ребенка, то есть это не на фоне рождения малыша или игр в дочки -матери.