Урок психологии что я знаю о себе

Социально-психологический тренинг «Что я знаю о себе?»

Цель: Осознавание своих личных потребностей и поиск личностных ресурсов для их удовлетворения, оказание групповой поддержки.

1. Осознать свои потребности. Что хочет от себя женщина?

2. Искать и осознавать личностные ресурсы в решении своих проблем.

3. Побудить участников выйти за рамки привычных стереотипов самовосприятия.

Упражнение «Снежный ком».

Цель: активизация самопознания.

Ход: Каждый из участников называет одно из своих личностных качеств и качества всех участников, говоривших ранее.

1. Что заставило лично вас прийти сюда и сесть перед нами?

2. Чего лично вы ждете от этого занятия?

Упражнение «Моя жизнь удалась»

Цель: осознание своих потребностей и проблем. Что хочет от себя женщина?

Ход: Участникам предлагается по очереди закончить предложение: «Моя жизнь удалась, потому что…».

Упражнение «Что я знаю о себе?»

Цель: осознание своих проблем и личностных ресурсов, уточнение самопредставления, уточнение представлений окружающих о себе.

Ход: Упражнение выполняется в парах.

1. Участникам предлагается в парах рассказать о себе друг другу на тему: «Что я знаю о себе наверняка?»

2. Представьте группе от имени своей собеседницы доверенную ею вам информацию о себе.

Групповая скульптура «Идеальная женщина».

Цель: побудить участников выйти за рамки привычных стереотипов самовосприятия.

Ход: Выявить желающую быть скульптором и построить из присутствующих идеальную женщину, приглашая каждую из участниц на какой-то отдельный орган и объясняя ей и группе, почему предпочтение отдано именно ей.

Анализ результатов группового взаимодействия.

1. Из каких органов состоит идеальная женщина?

2. Какие части ее тела явно доминируют? Почему?

3. Какие жизненно важные части тела отсутствуют?

4. Какую роль (орган) играла каждая из участниц скульптуры?

5. Какие основные открытия, сделанные каждой женщиной по ходу выполнения предложенного задания?

^ Упражнение «Горячий стул».

Цель: поиск и актуализация личностных ресурсов, оказание групповой поддержки.

Ход: Желающим предлагается сесть на стул в центре круга и задать трем участникам вопрос: «Что помогает решать проблемы таким женщинам, как я?», «Что помогает добиваться своего таким женщинам, как я?»

Упражнение «Невербальный подарок».

Цель: закрепление позитивного настроя в группе.

Ход: Участникам предлагается с помощью пантомимы сделать подарок соседу по кругу.

Подведение итогов занятия.

1. Целепоалагание. Достигнуты ли цели?

2. С каким настроением вы покидаете занятие?

3. Что в процессе группового общения было полезным для вас?

Перечень аспектов моей жизни, которые требуют моего особого внимания.

1. Главный приоритет моей жизни – забота о собственном благополучии. Чьи проблемы я сейчас решаю?

2. Я ищу и нахожу людей, которые действительно заинтересованы в моем развитии. Я делюсь с ними своими переживаниями.

3. Я ежедневно составляю два плана:

— план заботы о себе;

— план работы на день.

4. Я отдаю контроль за жизнь окружающих меня людей в их руки. Я доверяю людям и поэтому уклоняюсь от советов и наставлений в их адрес. Я практикую сотрудничество.

5. Я отказываюсь от участия в социальных играх, особенно на вторых и третьих ролях.

6. Я позволяю себе осознавать свои личные потребности и развиваю их. Я определяю, что именно мне нужно для счастья, и иду к своей цели.

8. Я осознаю свое место и свои роли – в родовой ветке, в семье, в трудовом коллективе, в группе.

9. Я разрешаю себе лень и ничегонеделание тогда, когда сочту это возможным. В моей жизни я – сила.

10. Я благодарю людей за участие в моей жизни.

Перечень аспектов моей жизни, которые требуют моего особого внимания.

1. Главный приоритет моей жизни – забота о собственном благополучии. Чьи проблемы я сейчас решаю?

2. Я ищу и нахожу людей, которые действительно заинтересованы в моем развитии. Я делюсь с ними своими переживаниями.

3. Я ежедневно составляю два плана:

— план заботы о себе;

— план работы на день.

4. Я отдаю контроль за жизнь окружающих меня людей в их руки. Я доверяю людям и поэтому уклоняюсь от советов и наставлений в их адрес. Я практикую сотрудничество.

5. Я отказываюсь от участия в социальных играх, особенно на вторых и третьих ролях.

6. Я позволяю себе осознавать свои личные потребности и развиваю их. Я определяю, что именно мне нужно для счастья, и иду к своей цели.

7. Я осознаю свое место и свои роли – в родовой ветке, в семье, в трудовом коллективе, в группе.

8. Я разрешаю себе лень и ничегонеделание тогда, когда сочту это возможным. В моей жизни я – сила.

9. Я принимаю все земные блага (общение с интересными людьми, новые возможности, допущенные ошибки) с любовью и благодарностью.

10. Я благодарю людей за участие в моей жизни.

Что я знаю о себе.

Слайд 4 из презентации «Занятие № 1 Комплекс упражнений, тренингов и творческих заданий по методическому пособию Л.Ф. ТИХОМИРОВОЙ «Развитие интеллектуальных способностей школьника»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Занятие № 1 Комплекс упражнений, тренингов и творческих заданий по методическому пособию Л.Ф. ТИХОМИРОВОЙ «Развитие интеллектуальных способностей школьника».pptx» можно в zip-архиве размером 766 КБ.

Похожие презентации

«Семейная социализация» — Семейная социализация. Принципы существования в семье. Семейные роли. Ценности и установки в отношении семьи. Основные итоги тестирования. Грамотность подростка. Оценка семейной социализации учащихся. Разработка тестовых заданий. Выводы по итогам тестирования. Дополнительные исследования. Апробация тестовых заданий.

«Диагностика личности» — Психологическая диагностика. Методы исследования. Изучение личности. Диагностические методики. Диагностические технологии в работе социального педагога. Диагностика. Социальная диагностика. Можно использовать вопросы. Виды диагностик. Ушинский К.Д. Диагностический минимум. Психодиагностические признаки.

«Конфликты» — 22 – 32 балла. Ключ к тесту. Ваша критика – ради критики. Может быть, иногда вас называют приспособленцем. До 10 баллов. Правила написания синквейна: Вы: а). равнодушны; б). не скрываете досаду; в). надолго потеряю настроение. Что такое конфликт? Вы слывете человеком конфликтным. (а) 4 балла, б) 2 балла, в) 0 баллов. 1. В общественном транспорте начался спор.

«Воля» — Воля, трудолюбие, способности. Высокая степень качеств трудолюбия. Трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении. Воля и трудолюбие. Интерпретация результатов. Воля и труд человека. Народная мудрость о труде и учении. Мысли мудрых. Волевой ли вы человек. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам не интересна.

«Медицинский психолог» — Работа психолога в условиях поликлинического звена медицинской помощи (на примере работы в женской консультации). Типы продуктивного взаимодействия врачей и психологов. Формы взаимодействия психологов и медиков в различных учреждениях. Навыки, необходимые психологу. Трудности, возникающие во взаимодействии врача и медицинского психолога.

«Сны и сновидения» — Теория сновидений Зигмунда Фрейда. Фундаментальное положение теории. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами. Функция сновидений — оберегать сон.

Последние новости

Самое популярное

2 занятия из книги Е. Е. Смирновой
Познаю себя и учусь управлять собой

Знакомство.
Введение в мир психологии
Познай самого себя. Фалес Милетский

Цели: создание благоприятных условий для работы, установление контакта с учащимися, информирование о целях занятий, формирование положительной мотивации, обсуждение правил групповой работы.
Приветствие
Придумывается ритуал приветствия. Он может быть как традиционным, так и оригинальным, известным только этой группе. В качестве него обычно используются различные приветственные движения, передача улыбки и радости каждому или др.
Определение целей занятий
Ведущий рассказывает ребятам о целях занятий и об их особенностях.
Дорогие ребята! Выучитесь в школе, у вас много уроков по самым разным предметам. Но в вашем расписании еще никогда не было урока, на котором вы смогли бы лучше узнать и понять как самого себя, так и окружающих вас людей.
Вы приступаете к изучению предмета, который не похож на другие. Это новый, очень необычный и интересный учебный предмет. На наших занятиях вы будете изучать самих себя — все то, что делает вас единственными и неповторимыми. Вы вступаете в увлекательный мир самопознания. На наших занятиях вы научитесь внимательно всматриваться в свой внутренний мир, видеть свои уникальные индивидуальные черты, оценивать свои возможности, анализировать поведение самого себя и других людей. Также вы познакомитесь с тем, как человек может научиться сопротивляться вредному влиянию окружающих людей, и узнаете многое, многое другое. Давайте порассуждаем, что было бы для вас интересно:
Хотите ли вы узнать себя поближе?
Узнать свои сильные и слабые стороны?
Научиться управлять своими эмоциями, контролировать свои мысли и поступки?
Хотите быть уверенными в себе? Лучше разбираться в людях?
Хотите научиться справляться с трудными ситуациями?
В обсуждении выясняется, что каждый человек хочет лучше узнать себя, научиться понимать других людей, использовать свои возможности, чтобы хорошо учиться, уверенно общаться с другими людьми, не бояться сложных ситуаций и быть полезным окружающим. Научиться этому можно с помощью науки — психологии.
Психология — это наука о человеческой душе (психике).
Психология изучает человека, его поведение, мысли и чувства, психологические особенности людей и их отличие друг от друга. Она помогает разобраться нам в наших делах, неудачах, ошибках, изъянах характера, привычках, учит человека пониманию самого себя, своих чувств и желаний, своих поступков и поведения других людей. Узнавать что-то новое о себе самом — это одно из самых увлекательных занятий.
Работа потребует от вас некоторой отваги, ноя уверена, что, так как вы все любознательные, интересующиеся и настойчивые, у вас обязательно все получится.
Знакомство.
Ритуал принятия правил поведения на занятиях
Так как это первое занятие, то ведущий, возможно, не знает имен учеников. Можно познакомиться с помощью упражнения «Пресс-конференция».
Давайте представим себе, что все вы — очень важные деятели: артисты, бизнесмены, ученые, политики и т. д. Сейчас вам предстоит правильно представиться. Для этого нужно оформить таблички, находящиеся на партах. На листочках, кроме своего имени, которое следует написать крупно и ярко, вы можете при желании нарисовать рисунок, характеризующий вас с определенной стороны.
Учащиеся оформляют таблички и ставят их на парты. В конце занятия ведущий собирает их и хранит до следующего занятия.
Наши занятия несколько необычные, не совсем похожие на обыкновенные уроки в школе. Здесь очень важно, чтобы все могли свободно выражать свое мнение, чувствовали себя свободно и безопасно. Поэтому во время их проведения нам надо придерживаться определенных правил. Какие правила нужно соблюдать, чтобы мы могли себя чувствовать свободно и безопасно?
Ведущий знакомит ребят с правилами поведения на занятиях:
□ Добровольность. В упражнениях участвуют все, но если кто-то не хочет, чтобы выполненное им задание (рисунок или письменные ответы) выносилось на всеобщее обозрение, то он может этого не делать. С этой целью используется прием «запрещающий знак». Ребята придумывают условный сигнал, показав который ученик будет сигнализировать остальным, что он не готов говорить (например, скрещенные руки или рука, закрывающая рот).
□ Искренность. Следует выражать только собственное мнение. Лучше промолчать, чем говорить не то, что думаешь на самом деле.
□ Уважение других учеников. Всем предоставляются равные права и возможности.
□ Внимательное слушание. Необходимо воспринимать слова друг друга, не перебивая, не обзывая и не высмеивая, обсуждать только действия, а не самого человека.
□ Безоценочность. На занятиях по психологии не существует правильных или неправильных ответов (в этом отличие от других
уроков). «Правильный» ответ ученика — это тот, который на
самом деле выражает его мнение.
Правила вырабатываются в обсуждении. Очень часто предлагаемые ведущим правила поведения ребята дополняют еще и собственными.
Ведущий обещает сам следовать этим правилам и просит школьников сделать то же самое. Правила принимаются всеми учащимися, записываются на большом листе бумаги или ватмане. В знак согласия вести себя в соответствии с ними каждый ставит на нем свою подпись. Плакат с правилами вешается на доску или на стену и висит во время проведения всех занятий. При нарушении правил кем-то из учеников у ведущего всегда есть возможность напомнить про них. Ребята записывают утвержденные правила к себе в тетрадь.
Поскольку мы выяснили, что занятия у нас необычные, учебников к ним нет. А есть специальные тетради, которые помогут в работе над собой. В них вы будете выражать свое мнение по разным вопросам, рисовать, придумывать истории и многое другое. Эти тетради — ваша собственная территория, хозяин которой — вы сами.
Ведущий обещает не показывать никому тетради ребят без их разрешения. Тетради будут находиться в личных папках, в которую также будут вкладываться и другие виды работ учащихся. Можно также придумать запечатывать тетради специальными личными печатями, если кто-то из ребят посчитает, что необходимо.
Каждый из нас (как и любой другой человек) обладает собственным самосознанием. Самосознание — это то, как люди видят самого себя. Оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе.
Вспомните сказку А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Чтобы получить новую информацию о себе, царица доставала волшебное зеркальце и задавала ему вопрос: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. » А как часто вы задаете эти вопросы себе? Как вы думаете, знаете ли вы себя? Вы начинаете большую и серьезную работу над собой. Но для этого надо понять, кто вы на самом деле.

Я словно птичка, потому что.
Я как рыба в воде, когда.
Я превращаюсь в тигра, если. и т. д. (См. Приложение 2.)
Завершение занятия
В конце этого и последующих занятий проходит рефлексия проделанной работы.
Чем мы сегодня занимались? Что узнали о себе и о других? Как работалось сегодня? Что мешало? Что помогало?
Ведущий просит ребят оценить, с каким настроением они заканчивают занятие. Учащиеся выражают свое эмоциональное состояние, рисуя в рабочей тетради в предназначенном для этого кружке рожицу-эмоцию.

Упражнение «Кто Я?»
В рабочих тетрадях в течение 10 минут ребята отвечают на вопрос «Кто Я?», используя для этого 10 слов или словосочетаний. Ответы следует записывать так, как они приходят в голову, не стараясь отобрать удачные или неудачные, важные или неважные характеристики.
По окончании работы ребята анализируют свои ответы. Знак «+» ставят напротив ответов, обозначающих качества и роли, которые им в себе нравятся; знак «—» напротив тех, которые не нравятся, а в случае, если не могут определиться, — знак «?».
Обсуждение. Ребята по желанию могут зачитать свои ответы вслух. Все делятся своими впечатлениями от выполнения задания.
Работа в тетрадях
В рабочих тетрадях у учащихся написаны начала нескольких предложений. Среди них ребята выбирают одно или несколько высказываний, которые близки им, и дописывают окончания.

Занятие №2 Какой я? Что я знаю о себе?

Оценить себя со стороны труднее, чем заглянуть в собственную душу.
И. Н. Шевелев
Цели: содействие в формировании гармоничной Я-концепции, развитие навыка самоанализа, принятия себя.
Приветствие
Упражнение «Какой Я? Чем Я отличаюсь от других людей?»
Ведущий предлагает ученикам подумать над следующим вопросом: «Чем люди отличаются друг от друга?»
За одну минуту (время отслеживается с помощью песочных часов) ребятам надо записать на листочках ответы на этот вопрос.
Затем в обсуждении выясняется, что это: внешность, одежда, черты характера, желания, мечты и др.
После этого учащиеся составляют в тетрадях описание своей внешности, особенностей характера, способностей и интересов. Для этого они выбирают для себя характеристики из числа уже представленных в тетрадях и добавляют в них то, чего не хватает.
Внешность (светлоглазый, темноглазый, высокий, невысокий, тонкий, худой, упитанный, крепкий и др.).
Характер (веселый, задумчивый, неторопливый, спокойный, быстрый, обидчивый, ранимый, уверенный, застенчивый, бойкий, равнодушный, сочувствующий и др.).
Способности (умею рисовать, умею хорошо считать, умею играть на музыкальном инструменте, умею делать руками разные вещи и др.).
Интересы (люблю мечтать и читать, люблю фильмы о волшебстве, люблю ходить в музеи, театры, люблю, когда в доме много гостей, и т. д.).
Обсуждение. После выполнения задания ученики при желании зачитывают свои записи. Можно поступить иначе: ведущий собирает тетради у тех ребят, кто готов рассказать о себе, и зачитывает по очереди их ответы; остальные учащиеся должны догадаться, чьи это высказывания. При обсуждении полученных ответов делается вывод о том, что все люди отличаются друг от друга, они разные и этим интересны и значимы.
Упражнение «Мой герб»
Ведущий рассказывает о том, что в старину был обычай — изображать на щите рыцаря, а также на воротах его замка родовой герб, в образе которого была заключена главная идея или цель деятельности владельца. Задача учащихся — нарисовать свой герб. В нем нужно отразить то, что символизирует каждого из них, сообщает какую-то важную информацию.
Если кто-то из учеников смущается и говорит, что не умеет рисовать, его надо поддержать, пояснив, что на занятиях не оцениваются способности к рисованию, а важно просто участие (достаточно изобразить контур и какие-то условные знаки). Главное, начать, и тогда все обязательно получится.
На отдельном листе бумаги каждый учащийся рисует свой герб. После завершения рисунков организуется их выставка. Каждый из рисунков получает свой номер. Рисунки раскладываются (или вешаются на доске) так, чтобы всех их было видно. Учащиеся рассматривают нарисованные гербы, пытаясь угадать, где чей рисунок. Их догадки нужно фиксировать на бумаге, записывая номер герба и имя участника, которому, по их мнению, он принадлежит.
После обсуждения и сбора мнений выявляется самый проницательный участник, который смог правильно назвать большинство авторов рисунков. Изображения гербов вкладываются в папки ребят.
В дальнейшем на занятиях следует напоминать ребятам о том, что у каждого них есть свой герб и над его усовершенствованием можно постоянно работать.

Занятие — тренинг для педагогов « Что я знаю о себе и о своих коллегах» .

Цель: Самораскрытие участников занятия, создание условий для проявления творческой, профессиональной и личностной индивидуальности.

Задачи:

  1. Помочь участникам лучше узнать друг друга.
  2. Сократить дистанцию в общении.
  3. Снять тревожность.
  4. Сплочение группы через совместную деятельность.

Форма проведения: практикум
Категория участников: тренинг предназначен для педагогов ДОУ.
Материал : фломастеры, ручки, цветные картинки, цветные карандаши, карточки с заданиями, клей карандаш, булавки, маленькие сердечки, нарисованное дерево, шкатулка, зеркало, очки, цветные листочки.
Ход работы
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге!

Тренинг – это закладка того, что мы действительно хотим, чтобы в жизни происходили чудесные события, чтобы мы не боялись проявить себя, чтобы могли находить пути сотрудничества с другими и решения для возникающих проблем.
Это за­мечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возмож­ность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, — выразить друг другу ра­дость встречи. « Что я знаю о себе и о своих коллегах» , так называется наше занятие, целью которого является помочь участникам лучше узнать друг друга, создать условия для проявления творческой, профессиональной и личностной индивидуальности.
Сегодня мы будем общаться, а общение для человека — это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.
Наше занятие пройдет в два этапа. Сначала мы поработаем всем коллективом, а потом разделимся на небольшие группы. В течение всего занятия мы попробуем лучше понять самих себя, и других, будем выражать свои чувства, переживания, и просто хорошо проведем время. Хотелось бы, чтоб после окончания занятия в ваших глазах засверкал огонёк радости, доброты и позитива.
Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: «Я думаю», слушать друг друга внимательно.
«Правила построения эффективного общения».
Педагог-психолог: Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:

  • Улыбка
  • Имя собеседника
  • Комплимент
    Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
    Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Надежда Ивановна!».
    Умение говорить комплименты — показатель общей и психологической культуры, показатель воспитанности и душевного здоровья. Если человек умеет говорить комплименты – скорее всего, он внимателен к окружающим, умеет видеть их достоинства и чувствует, как об этом красиво сказать. Человек любит говорить комплименты — значит, у него позитивные настрой, ему нравятся люди и, скорее всего, он нравится сам себе! А с таким человеком — жить светло и приятно.
    Педагог — психолог: Как известно любая встреча начинается, со знакомства и для начала нашего общения давайте познакомимся.

Творческое задание «Изготовление визиток — бейджиков»
Педагог — психолог: У вас на столах лежат визитки – бейджики. Вам надо написать на них свое имя, а именно как бы вы хотели, чтобы вас называли сегодня на занятии. Задание понятно? (ответы педагогов, далее идет работа, каждый участник прикрепляет себе бейджик на грудь).
Упражнение «Дерево достижений».
Педагог — психолог: Уважаемые педагоги, обратите внимание на одинокое дерево . (Дерево висит на стене, на столе лежат четыре коробочки, в которых лежат листья разного цвета) . Чтобы помочь дереву покрыться разноцветной листвой я попрошу вас подойти к столу, взять один из листиков любого цвета, и прикрепить на дерево. ( После того как все дерево покроется листвой рассказать педагогам о значении цветовой гаммы листьев).
Педагог — психолог : Тех, кто выбрал зеленый лист , ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый— проявят активность.
Синий— будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Педагог – психолог : Я порошу вас образовать круг. Следующее упражнение называется «Имя в движении». Это игра-раскрепощение.
— Сейчас каждый по очереди должен произнести свое тренинговое имя и показать любое простое движение, которое больше всего соответствует вашему характеру. Все остальные участники должны громко повторить имя и движение участника. Понятно? Тогда мы начинаем игру.
Педагог — психолог: Вот так мы еще раз познакомились. А теперь давайте поприветствуем друг друга. Для этого вам надо рассчитаться на первый, второй.
Игра — приветствие.
Педагог — психолог: Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, пока звучит музыка, как только музыка замолкает, вторые номера останавливаются, поворачиваются, в круг при этом образовав пару. Все вместе произносят стихотворение-приветствие, затем выполняют соответствующие действия:
Здравствуй, друг! — Здороваются за руку.
Как ты тут! — Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? — Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! — Кладут руки себе на сердце.
Ты пришел! — Разводят руки в стороны.
Хорошо! — Обнимаются.
Педагог — психолог: Молодцы. Присаживаетесь. Следующее упражнение — игра называется «Мир без тебя».
Цель: Определение нужности каждого человека в этом мире — на работе, в семье…и т. д.
Пособия : Очки.
Педагог – психолог:

Задание – Вам нужно по очереди примерить гигантские волшебные очки, ( показать очки ) которые помогут увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех.

Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр и посмотрю через стекло на кого – ни будь из вас: и скажу – «Мир без вас, Галина Сергеевна был бы неинтересен, потому что (вы) …умеете слушать других, потому что ты (вы) …надежная, уверенная, внимательная…».

А теперь, (вы — имя педагога назвать, как написано на бейджике ), примерьте волшебные очки, посмотрите на педагогов и постарайтесь увидеть в ком — нибудь как можно больше хорошего, может быть об этом надо сказать вслух?
(Так все участники примеривают очки, затем присаживаются).
Завершение: Я благодарю всех. Заметьте, что каждый педагог – это личность (талантливая, душевная, внимательная и трогательная…)

Спасибо всем!
Педагог — психолог: Продолжаем работать.
Упражнение “Волшебное озеро”.
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Педагог — психолог: Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
(Рефлексия упражнения).
— Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Педагог – психолог : Все что мы сейчас сделали, это была коллективная работа, а теперь я предлагаю вам поработать в группах. Для этого нам надо разделиться на три группы.
Деление на группы по счету 1,2,3. (3 группы)
Педагог — психолог : Группы у нас сформировались и мы должны принять правила общения для всех трех групп, если вы согласны, громко хлопаете в ладоши, если не согласны – топаете ногами.
Принятие правил группы:

  • открытое общение
  • активность и юмор
  • безоценочное суждение
  • добровольное участие
  • здесь и сейчас.
    Творческое задание « Девиз группы».
    Педагог — психолог : У каждой группы должен быть девиз. Я предлагаю вам готовые рифмы, используя их вы, придумываете свой девиз. Задание понятно? (ответы педагогов). Педагогам раздаются рифмы. После окончания работы каждая группа проговаривает свой девиз.
    (перед началом выступления зачитывать только рифмы каждой группы).
  • Кошка. Ложка. Окошко. Немножко.
  • Стакан. Банан. Карман. Обман.
  • Бег. Век. Снег. Человек.
    Педагог — психолог : Молодцы. Аплодисменты каждой группе.
    — А теперь я предлагаю вам провести « Звуковую гимнастику».
    — Делаем вдох, выдох, ещё раз вдох и на выдохе энергично произносим звук:
    А – воздействует благотворно на весь организм; (это зачитывать)
    Е – воздействует на щитовидную железу;
    И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
    О – воздействует на сердце, легкие;
    У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
    Я – воздействует на работу всего организма;
    Х – помогает очищению организма;
    ХА – помогает повысить настроение.
    Данная гимнастика позволяет укреплению силы духа и тела.
    Педагог — психолог : Теперь после того когда ваша сила духа и тела укреплена я приглашаю вас на киностудию «Кинофильм» .

Сейчас мы все вместе проведем упражнение-драматизацию.

— Я предлагаю каждой группе сделать постановку сказки «Репка». А вот на какой киностудии вы решите сами. Один участник из группы подойдет ко мне и вытащит листочек с названием киностудии.
Название киностудий:
1.Американская – фильм ужасов с юмором.
2. Французская — романтическая комедия.
3. Итальянская – боевик со стрельбой и мафией.
10 минут подготовка и по 5 минут демонстрация.
Обсуждение: Эффективность взаимодействия. Все ли реализовались? Кто был лидером? Кто чувствовал себя востребованным? Кто хотел быть в стороне?
Упражнение «Сердце коллектива»
Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем (собрать листочки в шляпу, перемешать, затем педагоги вытягивают по одному листочку).
Педагог-психолог: Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива, (показать сердце). Приду­майте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
Педагог-психолог: А сейчас я хочу познакомить вас с комплексом упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».
3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».
8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».
10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
Расставание « Счастья, удачи, …»
Педагог — психолог : Я предлагаю всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из вас должен пожелать, одним словом всем участникам чего-то хорошего. После того, как последний участник выскажется, вы все громко произнесете: «Мы желаем вам друзья!».
Педагог — психолог: Спасибо за внимание, я желаю всем удачи и хорошего настроения.

Список литературы

  1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 143с.
  2. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.сост. О.В.Москалюк, Л.В.Погонцева. — 2-е изд. — Волгоград: Учитель, 2011. — 123с.
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.1982 .
  4. Вопросы психологии способностей школьников. Крутецкий В.А./М.: 1964.
  5. Гамезо М.В. Возрастная и пед. психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М., 2003.
  6. Климов Е.А./Учебная литература для высшего профессионального образования, — С.-Питер., 2004.
  7. Мерлин В.С. Психология индивидуальности/Под. ред. Е.А. Климова. М., 1996.Мясищев В. Н. Психология отношений. 2003.
  8. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2ч. — М., 2003. — ч.2
  9. Словарь психолога-практика/сост. С.Ю.Головин. Мн., 2001.
  10. Столин В.В.. Самосознание личности. М., 1983 г.

Познание своего внутреннего мира

Предварительный просмотр:

Конспект аудиторного занятия

Тема занятия: «Что я знаю о себе и о своих возможностях»»

Тема: « Что я знаю о себе и о своих возможностях»

Форма проведения: практическое .

Цели: 1. развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

2. создание условий для личностного роста подростков

  • Создать условия для формирования представлений об индивидуальных особенностях каждого человека;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о «Я» — концепции как психологической категории.
  • Способствовать развитию умений исследовать качества своей личности;
  • создать условия для формирования самостоятельности учащихся.
  • Создать условия для проявления индивидуальности и творческих способностей обучающихся, способствовать формированию у ребят потребности в самореализации на основе полученных знаний.
  1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентации в нём.
  2. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения.
  3. Предоставить учащимся возможность развить более глубокое внутреннее чувство «Я могу», преодолеть психологический барьер, мешающий полноценному самовыражению.
  • Цветные карандаши, фломастеры.
  • Бланк методики «Кто Я?»
  • Лист белой бумаги ( формат А4 – 2)
  • Мультимедийный проектор.
  • Воздушные шары.
  • словесно – логический;
  • стимулирующее введение;
  • рефлексии;
  • ассоциаций;
  • игровой;
  • практический;
  • обратной связи.

«Как мы можем изучать дальше,

Не зная самого себя?»

«Познай самого себя- и ты познаешь мир!»

(надпись на доске)

«В одной притчи рассказывается, что боги, создав мир стали думать: где понадежнее спрятать от человека его Самую Главную Тайну?

В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее.

На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся.

На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся.

И наконец решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть…»

Сегодня на уроке мы попытаемся заглянуть внутрь себя, понять себя и узнать о своих возможностях а самое главное что с этим можно делать, как использовать данные знания себе во благо…

Поэтому мы попытаемся найти вопросы на следующие ответы: (которые когда-то в начале 19 века интересовали немецкого философа Гегеля)

1.Что я могу знать?

2. На что я могу надеяться?

3. Что я должен делать?

2. Новый материал

Итак, преступим к изучению собственного восприятия самого себя.

Инструкция: «В течении 3-5 минут вам необходимо дать как можно больше правильных ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?»

  1. Посмотрите на все ли вы вопросы ответили?

? к студентам: что можно сказать о человеке если ответов мало? (замкнутость или закрытость…, тревожность…, не знание самого себя…, а ведь часто мы говори о других людях их поступках а на самом деле не знаем себя.

« Не важно что ты видишь, главное как ты на это смотришь…»

Я знаю, что у принца на обед,

Я знаю – богачи в тепле и в сухе,

Я знаю, что они бывают глухи,

Я знаю – нет им дела до тебя,

Я знаю все затрещины, все плюхи,

Я знаю все, но только не себя.

Пример: почему девочка плачет? ………. каждый ваш ответ это вы бы стали плакать….

  1. Социальные роли. (Сколько ролей вы исполняете? Ни одной вы безответственный человек, много- вы себя не бережете…)
  2. Самооценка. (завышенная, адекватная, заниженная).

? к студентам какая лучше и почему. .

…Один американский Вуз пригласил миллиардера, известного на весь мир человека, который приехал выступать перед выпускниками, завтра они станут менеджерами компаний, сегодня они еще студенты. Они сидят в мантиях, шапочках, получили дипломы, энергия распирает их. Они молоды, здоровы, счастливы, у них нет опыта потери, серьезной человеческой боли, перед ними вся жизнь.

И на сцену выходит человек, побеленный сединами, проживший большую часть своей жизни, здоровается с ними и говорит следующее: «Много лет тому назад я тоже был студентом и у меня не было ничего, вот у вас уже есть готовое место работы, состоятельные или влиятельные родители, есть где жить, а у меня не было ничего… У меня был диплом и огонь в глазах, у меня был такой огонь в глазах, который может быть и был от того, что ничего не было…Но сейчас у меня есть все, а огонь в глазах остался… И вот я стою перед вами, смотрю на вас и ни одной пары глаз с таким огнем не вижу…Вы знаете без огня в глазах максимум чего вы сможете достичь это посредственный результат, (100 тыс. долларов) для выдающихся результатов нужен огонь …Я миллиардер о чем мне с вами говорить у которых предел 100 тыс. не о чем поэтому я прощаюсь с вами, да организаторы просили меня закончить на позитивной ноте — Удачи. Он ушел со сцены, и все подумали, что он поступил некрасиво, ведь он мог 40 минут рассказывать как он всего достиг, с чего начать…Они обиделись, но спустя много лет группа студентов решила исследовать выпускников этого года, коэффициент жизненного успеха (он был в 3 раза выше чем всегда) Но в этом вузе программы не поменялись, преподаватели тоже, Вопрос к студентам? то что же произошло?

3 минуты выступления произвели такой эффект, он зажег огонь в глазах, потому, что он предъявил им их старость, когда жизнь кончена и ничего не сделано…

Вера в свои силы позволяет человеку расслабиться и ни делать ничего, в ожидании, что все в мире сделается само собой, потому, что он молод, красив, счастлив, а потом идут годы, годы и поздно что -нибудь предпринимать…(надутый в руке шарик спустить)….

Игра. «Надуйте шарик» (Энергия внутри нас)

Возьмите и надуйте шарик, хватит духу надуйте так, чтобы лопнул, дуйте, дуйте, старайтесь…

А ну ка у кого- нибудь лопнет?

Ага первый, второй…

Кто надул- посидите вот так с надутым…

Сколь лопнуло шариков « а у нас 20… по статистике исследования показывают, , что всего лишь 2 человека из 100 идут до конца в использовании своего потенциала, 98 не используют в течении жизни того на что они способны.

Почему. Не сделали: дули. Дули , но потом возникло ощущение, что если еще дуть дальше, то будет больно ( память детства, лопнул больно губам, шумно, неприятно)—Не буду рисковать.

Значительная часть людей отказывается использовать свой потенциал потому, что страшно…

Есть люди, которые стали надувать, а потом остановились, стало тяжело, какой- то барьер, вот если сделать усилие, то опять станет легко, но некоторые дошли до барьера и подумали, что слишком трудно и спустили шарик…т. Е. есть люди, которые не только предел не достигают, но и не делают и половину возможного для себя, как только столкнуться с первыми сложностями…(пример трудности в учебе)

С любыми трудностями надо и нужно бороться…

Пример «Публичное выступление»

Что мешает выступать перед публикой? Отсутствие навыка, знаний, опыта…, но нам мешает максимально выступать перед публикой страх…

Вспомните себя когда надо было встать и выйти и сказать всего несколько слов…Вы шли как на голгофу.

Что такое страх? Чего человек боится больше всего?

Исследования показали что мозг излучает импульс страха больше всего 1. Страх смерти

  1. Страх публичного выступления
  2. Страх нищеты…

Когда мы сидим в аудитории, то чувствуем себя абсолютно комфортно, почему же мы испытываем переживания когда выходим перед публикой.

Корень проблемы лежит в нашем прошлом, в дикой природе, ведь человек, по сути стадное животное и социальное, для нас очень важно быть в своей стае, если животное отвергнуто своей стаей обречено на гибель. Т.е. если мы выступим плохо, то нас не примет своя стая…

Инстинктами сложно управлять, но с ними можно сотрудничать.

  1. Осознайте свой страх, что произойдет самого страшного, убьют- не рально, уволят- возможно, но вы не погибнете т.е. бояться нечего…
  2. Что такое страх, по сути биохимическая реакция+ адреналин в крови, что дает адреналин в крови учащенное сердцебиение, глаза блестит, высокая концентрация…т.е. не это ли вам нужно чтобы хорошо выступить, но почему страх не помогает, а мешает.

Адреналина в крови слишком много и он мешает, дрожат колени (работают мышцы), путаница в мыслях…Поприседайте, быстро пройдитесь, заставьте мышцы работать…( но не перед самим выступление, отдышитесь)

  1. Гимнастика лица…….
  2. Вообразите шинель….
  3. Идите на страх….

Вам было дано домашнее задание нарисовать: «Я и страх».

1.Использован ли цвет, что для вас значит этот цвет?

2. Где вы изобразили себя?

3.Как изобразили стресс в виде живой фигуры или абстракции?

4.Сколько места занимает на листе ваша фигура и стресс?

5.При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета?

6.Где оказалась ваша фигура?

7. Есть ли какой- нибудь барьер между вами и стрессом?

8.Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? А в жизни на кого вы можете опереться? (почему их нет на рисунке?)

9.Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессом вы могли бы отметить.

10.Какие личные качества вам помогают добиться успеха?

11.Что бы вам хотелось изменить?

3.Итог урока: Ну вот мы и приоткрыли завесу внутри себя и узнали что –то новенького, кого-то информация огорчила, значит пока не поздно нужно над этим поработать, кто- то узнал свои сильные стороны и я надеюсь что будет использовать свой потенциал в нужном направлении.

Давайте разобьемся по гендерному типу и нарисуем интеллект карту 3 минуты на тему: « Я и мои возможности».

. Что вам понравилось сегодня, что удивило, что огорчило, чего не хватило, напишите для меня на листе бумаги «+» и «-« моменты на ваш взгляд сегодняшнего занятия.

Программа «Психологическая азбука» в свете ФГОС НОО
Сценарии занятий

РАЗДЕЛ I. Я теперь школьник

Занятие 1. Знакомство

Занятие 2. Знакомство продолжается

Занятие 3. Я теперь школьник

Занятие 4. Что значит быть школьником?

Занятие 5. Знакомство с Пси-Магом

РАЗДЕЛ II.Введение в мир психологии

Занятие 6. Королевство Внутреннего Мира

Занятие 7. Сказка о волшебных зеркалах-1

Занятие 8. Сказка о волшебных зеркалах-2

Занятие 9. Что я знаю о себе?

Занятие 10. Что я знаю о себе и о других?

Занятие 11. Я — это кто?

РАЗДЕЛ III.Психика и познание мира

Занятие 12. Мои ощущения

Занятие 13. Мое восприятие мира

Занятие 14. Мое внимание

Занятие 15. Как быть внимательным?

Занятие 16. Развиваем внимание

Занятие 17. Я умею быть внимательным

РАЗДЕЛ IV.Темперамент и характер

Занятие 18. Что такое темперамент?

Занятие 19. Типы темперамента

Занятие 20. Разные люди — разные типы темперамента.

Занятие 21. Разные люди — разные характеры

Занятие 22. Какой у меня характер?

Занятие 23. Какой характер у других?

Занятие 24. Мой характер: оценим недостатки

РАЗДЕЛ V. Я и эмоции

Занятие 25. Что такое эмоции?

Занятие 26. Какие бывают эмоции?

Занятие 27. Конкурс чувствоведов

Занятие 28. Что я знаю о своих эмоциях?

Занятие 29—30. Королевство Внутреннего Мира

Для учащихся «Психологическая азбука» — один из уроков. Но это не совсем обычный урок: дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По задачам и используемым методам уроки «Психологической азбуки» представляют собой развивающие групповые занятия. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.

Главная цель программы — развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений —к самопознанию и личностному развитию.Такова основная концептуальная идея преподавания психологии в начальной школе.

Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, — принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания: в зависимости от ситуаций урока, от возникающих вопросов, уровня развития класса и конкретных учеников, других условий строится логика обучения. Ученик должен проявить себя как «соавтор» учителя в создании этого курса, опираясь на богатейший материал личного опыта. Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.

Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими.

Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он должен самостоятельно, но при участии и помощи учителя и одноклассников.

В первом классе программа призвана решить следующие основные задачи:

  • помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
  • познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
  • учить методам и приемам познания себя;
  • учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
  • помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
  • познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
  • познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
  • научить детей осознавать и называть собственные переживания;
  • помочь осознать свои задатки и способности;
  • ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

Программа предполагает проведение одного урока в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.

Важно правильно организовать проведение развивающих занятий: желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10–14 человек (как правило, полкласса). Однако возможна работа и со всем классом. Занятия можно вести и в дополнительной форме — кружковой или факультативной работы.

Одна из важных особенностей занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка. Есть еще кое-что: в процессе работы по программе развивается сам ведущий, поскольку лишь это дает ему возможность быть успешным. Проведение уроков «Психологической азбуки» требует от психолога (педагога), помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и помогающим по отношению к детям.

Подобная работа по сопровождению психического развития и обучения младших школьников подразумевает постоянный и содержательный контакт с учителями и родителями детей. Предметом для налаживания контакта может быть заинтересованное обсуждение полученных в ходе уроков сведений о психологических особенностях детей, которые, безусловно, будут востребованы учителями и родителями. Обсуждение можно провести на родительском собрании.

Этот курс является вводным, он готовит детей к восприятию специализированных и углубленных курсов психологии, с которыми учащиеся встретятся в старших классах, и подразумевает создание непрерывной целостной системы школьного психологического образования, которая, по нашему мнению, должна быть разработана и внедрена в школу в будущем.

Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию.

Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, которое можно использовать и как традиционный учебный класс, и как игровую. В случае работы с подгруппой (половиной класса) хорошим вариантом можно считать кабинет (не менее 18 кв.м.) с ковровым покрытием и свободно передвигающимися учебными столами. В зависимости от задач занятия и характера взаимодействия учащихся (индивидуальная работа, диадное взаимодействие, работа в тройках/четверках, взаимодействие между командами) учебные столы могут быть расставлены П-образно, в форме подковы, круга, составлены попарно или «квартетом» и др.

Такая пространственная организация позволяет гибко менять формы работы и дает возможность каждому ученику чувствовать себя включенным в групповой процесс и вместе с тем сохранять необходимую приватность. Если занятие проводится с целым классом, то в качестве игрового пространства (учитывая реальные возможности стандартных школьных помещений) используются проходы между рядами или место у школьной доски.

Для проведения занятий потребуются: доска, стенд для вывешивания плакатов (специальный мольберт или фланелеграф), цветные карандаши (фломастеры), краски, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А4 и А3). Желательно также, чтобы в помещении имелись телевизор, компьютер, зеркала на стенах, скрываемые шторками; маты, набор разнообразных игрушек.

Продолжительность каждого занятия 35–45 минут. На каждый учебный год запланировано по 30 занятий (одно занятие в неделю). При наличии времени в учебной сетке или возможности проводить занятия дважды в неделю за пределами урочного времени ресурсы программы позволяют фактически удвоить количество часов занятий для более глубокой проработки каждой темы.

В программу каждого года обучения включено по пять разделов. Количество занятий внутри разделов позволяет приурочить завершение важнейших тем к окончаниям четвертей.

Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:

Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.

В комплект методических материалов к программе входят:

Занятие может включать следующие типы работы: рассказ учителя, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, лепка из пластилина, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда учитель читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.

Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:

а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;

в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;

г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;

д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами — ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры;

е) событийны: методы программы должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:

Социально-психологический тренинг «Что я знаю о себе?»

Цель: Осознавание своих личных потребностей и поиск личностных ресурсов для их удовлетворения, оказание групповой поддержки.

1. Осознать свои потребности. Что хочет от себя женщина?

2. Искать и осознавать личностные ресурсы в решении своих проблем.

3. Побудить участников выйти за рамки привычных стереотипов самовосприятия.

Упражнение «Снежный ком».

Цель: активизация самопознания.

Ход: Каждый из участников называет одно из своих личностных качеств и качества всех участников, говоривших ранее.

1. Что заставило лично вас прийти сюда и сесть перед нами?

2. Чего лично вы ждете от этого занятия?

Упражнение «Моя жизнь удалась»

Цель: осознание своих потребностей и проблем. Что хочет от себя женщина?

Ход: Участникам предлагается по очереди закончить предложение: «Моя жизнь удалась, потому что…».

Упражнение «Что я знаю о себе?»

Цель: осознание своих проблем и личностных ресурсов, уточнение самопредставления, уточнение представлений окружающих о себе.

Ход: Упражнение выполняется в парах.

1. Участникам предлагается в парах рассказать о себе друг другу на тему: «Что я знаю о себе наверняка?»

2. Представьте группе от имени своей собеседницы доверенную ею вам информацию о себе.

Групповая скульптура «Идеальная женщина».

Цель: побудить участников выйти за рамки привычных стереотипов самовосприятия.

Ход: Выявить желающую быть скульптором и построить из присутствующих идеальную женщину, приглашая каждую из участниц на какой-то отдельный орган и объясняя ей и группе, почему предпочтение отдано именно ей.

Анализ результатов группового взаимодействия.

1. Из каких органов состоит идеальная женщина?

2. Какие части ее тела явно доминируют? Почему?

3. Какие жизненно важные части тела отсутствуют?

4. Какую роль (орган) играла каждая из участниц скульптуры?

5. Какие основные открытия, сделанные каждой женщиной по ходу выполнения предложенного задания?

Упражнение «Горячий стул».

Цель: поиск и актуализация личностных ресурсов, оказание групповой поддержки.

Ход: Желающим предлагается сесть на стул в центре круга и задать трем участникам вопрос: «Что помогает решать проблемы таким женщинам, как я?», «Что помогает добиваться своего таким женщинам, как я?»

Упражнение «Невербальный подарок».

Цель: закрепление позитивного настроя в группе.

Ход: Участникам предлагается с помощью пантомимы сделать подарок соседу по кругу.

Подведение итогов занятия.

1. Целепоалагание. Достигнуты ли цели?

2. С каким настроением вы покидаете занятие?

3. Что в процессе группового общения было полезным для вас?

Перечень аспектов моей жизни, которые требуют моего особого внимания.

1. Главный приоритет моей жизни – забота о собственном благополучии. Чьи проблемы я сейчас решаю?

2. Я ищу и нахожу людей, которые действительно заинтересованы в моем развитии. Я делюсь с ними своими переживаниями.

3. Я ежедневно составляю два плана:

— план заботы о себе;

— план работы на день.

4. Я отдаю контроль за жизнь окружающих меня людей в их руки. Я доверяю людям и поэтому уклоняюсь от советов и наставлений в их адрес. Я практикую сотрудничество.

5. Я отказываюсь от участия в социальных играх, особенно на вторых и третьих ролях.

6. Я позволяю себе осознавать свои личные потребности и развиваю их. Я определяю, что именно мне нужно для счастья, и иду к своей цели.

8. Я осознаю свое место и свои роли – в родовой ветке, в семье, в трудовом коллективе, в группе.

9. Я разрешаю себе лень и ничегонеделание тогда, когда сочту это возможным. В моей жизни я – сила.

10. Я благодарю людей за участие в моей жизни.

Перечень аспектов моей жизни, которые требуют моего особого внимания.

1. Главный приоритет моей жизни – забота о собственном благополучии. Чьи проблемы я сейчас решаю?

2. Я ищу и нахожу людей, которые действительно заинтересованы в моем развитии. Я делюсь с ними своими переживаниями.

3. Я ежедневно составляю два плана:

— план заботы о себе;

— план работы на день.

4. Я отдаю контроль за жизнь окружающих меня людей в их руки. Я доверяю людям и поэтому уклоняюсь от советов и наставлений в их адрес. Я практикую сотрудничество.

5. Я отказываюсь от участия в социальных играх, особенно на вторых и третьих ролях.

6. Я позволяю себе осознавать свои личные потребности и развиваю их. Я определяю, что именно мне нужно для счастья, и иду к своей цели.

7. Я осознаю свое место и свои роли – в родовой ветке, в семье, в трудовом коллективе, в группе.

8. Я разрешаю себе лень и ничегонеделание тогда, когда сочту это возможным. В моей жизни я – сила.

9. Я принимаю все земные блага (общение с интересными людьми, новые возможности, допущенные ошибки) с любовью и благодарностью.

10. Я благодарю людей за участие в моей жизни.

Цель: познакомить детей со строением тела человека, с возможностями организма; активизировать внимание детей на умение и на физические возможности своего организма; развивать исследовательскую деятельность; воспитывать чувства собственного достоинства.

Ход занятия

— Ребята, я хочу вам прочитать вам сказку «Крот и человек».
Однажды крот рыл новый подземный ход и случайно попал в огород, в котором работал человек. Встретились крот и человек. Крот спрашивает у человека: «Много я слышал о тебе человек от разных зверей, червяков и жуков. Все говорят, что ты умный, сильный, смелый, трудолюбивый и все, то ты человек можешь, все то умеешь, но мне хочется узнать какой ты. Рассмеялась человек и отвечает: Я не похож не на червяка, не на птицу, ни на зверя, не на тебя, я похож сам на себя».

Дети давайте мы расскажем кроту про себя, кто мы? (Люди). Кто ты Дима? Кто ты Катя?

(Подвести детей к ответам «я человек», я мальчик», «я человек, я девочка»).

— А знаешь крот, почему человек самый умный, самый смелый, самый трудолюбивый. Потому что у человека есть много помощников. Эти помощники делаю нашу жизнь легче, удобнее. Дети покажите и покажите, какие помощники есть у всех людей, есть у вас. Дети называю и показывают на картинке и себе. (Глаз, уши, нос, язык, руки, ноги).

— Ребята, зачем вам нужны ноги? (Ходить, бегать, прыгать, танцевать, играть в футбол, топать, вставать на носочки). Предлагаю встать и выполнить действия ногами.

— Зачем нам нужны руки? (Рисовать, играть, брать предметы). Воспитатель имитирует некоторый действия. (Шьёт, стирает, расчесывает волосы, моет пол, играет на скрипке и на пианино, забивает гвоздь, одевает кофту) — дети отгадывают.

Игра: «Определи что это такое» (определяют предметы на ощупь).

Игра: «Кто быстрее наденет шапку» (Паша будет одевать шапку двумя руками, а Данил одной рукой). Как вы думаете ребята, почему Паша надел шапку быстрее Данила?
Подвести итог: очень важно, что у нас две руки, двумя руками легче выполнять работу, чем одной.

— Ребята, а для чего нам нужен язык? (Разговорить, кушать, определять пищу на вкус: солёную, горькую, кислую, сладкую). Дети, мне что шепчет крот. Всё ясно. Он просит отгадать, что у него на обед.

Дети завязываю глаза, даю попробовать: лук, соленый огурец, лимон, шоколад. Дети пробуют продукты.

— Какая это пища по вкусу, как вы догадались? Какой помощник подсказал вам правильный ответ.

— Дети, а для чего нам нужен нос? (Дышать, улавливать запахи). А наш крот собирается в гости, он сейчас умоется, расчешет свою шерстку, но ещё крот хочет надушиться духами, но не знает как они могут пахнуть. Помогите ему.

Дети с завязанными глазами нюхают чеснок — это могут быть духи, может быть скажите что это? Дать понюхать апельсин, а это духи? И потом дать понюхать духи, что это такое как вы догадались.

— У вас очень хороший помощник ваш нос.

— Скажите, а для чего нужны нам уши? (Слышать как разговаривают и люди, поют птицы, звучит музыка, журчит ручеек, грим гром). Вот крот и пришел в гости, а гостях конечно же будет звучать музыка. Вы должны отгадать на каких инструментах музыканты будут играть в гостях.

Игра«Определи по звуку».

— Ребята, давайте расскажем кроту зачем нам нужны глаза (Чтобы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть звезды, снег). Скажите, а крота хорошее зрение, да он ведет только под землёй, а здесь он почти не ведет. Но крот решил поиграть в гостях в игру. Игра называет «Какая игрушка исчезла». Крот просит у вас помощи.

— Вот как много для нас делаю руки, ноги, уши, язык, глаза. А вы что для них делаете. Наших помощников надо беречь от ушибов травм, ран. Их нужно мыть чистить, ухаживать за нами, и тогда помощники очень долго будут нам помогать. Крот благодарит вас ребята, за то что так интересно рассказали о себе. Он всем своим друзьям кротам, расскажет кто такой человек и какие у человека помощники.

Автор: Котикова Галина Леондовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №41 «Уголёк»,
город Междуреченск, Кемеровская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.